0
4317
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

15.01.2013 00:00:00

Освоение гидрокосмоса

Виктор Гаврилов

Об авторе: Виктор Петрович Гаврилов - профессор РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина.

Тэги: вода, нефть, газ


вода, нефть, газ В разработке шельфовых месторождений стали применяться современные отечественные морские буровые установки, такие как «Полярная звезда» и «Амазон».
Фото с сайта www.gazprom.ru

О том, что Россия обладает обширным шельфом, то есть континентальной сушей, залитой неглубоким морем, знают даже школьники начальных классов. Известно также, что его недра содержат огромное количество нефти и газа, столь необходимых нашей цивилизации.

Запасы морских углеводородов вполне сопоставимы с запасами нефти и газа, выявленными на континентах. Сухопутными месторождениями человечество «питается» уже почти 150 лет, а если включить сюда и моря, то следующие 100–150 лет люди могут жить безбедно, не беспокоиться о тепле, свете и машинах: углеводородов хватит на всех! Только вот беда: разработка морских месторождений на порядок дороже, чем на суше. И это не всегда прибыльное дело. Особенно если речь заходит об Арктике. А российские кладовые черного золота, которые определяют развитие отечественной нефтегазовой индустрии на перспективу, как раз и спрятаны под шапкой полярных льдов.

До недавнего времени право на разработку морских месторождений имели только государственные структуры с опытом работы в этой сфере не менее пяти лет. «Роснефть» и «Газпром» являются практически единственными компаниями, удовлетворяющими этим требованиям. Немудрено, что им принадлежат лицензии почти на половину разведанных ресурсов морских углеводородов.

Наиболее продвинутым и дальновидным в этом отношении оказался «Газпром», которые еще 15 лет назад создал морское предприятие «Газфлот» специально для ведения геолого-разведочных работ на шельфе.

Прошедшие годы оказались весьма плодотворны. «Газфлот» сделал ряд ярких открытий в Обской и Тазовской губах, где были выявлены четыре крупных месторождения, преимущественно газовых с общими запасами более 1 трлн. куб. м. Не менее значимы успехи у «Газфлота» и на шельфе острова Сахалин. Здесь уже найдены три газовых месторождения с запасами более 600 млрд. куб. м. А это большой успех! Пожалуй, самый крупный в постсоветское время. Появились у «Газфлота» отечественные морские буровые установки, например «Полярная звезда», «Амазон».

Однако одно дело вести геолого-разведочные работы на шельфе, а другое дело – их разрабатывать. У отечественных нефтяников и газовиков подобного опыта маловато. Поэтому первую попытку завладеть газовыми богатствами Баренцева моря в лице Штокмановского гиганта (почти 4 трлн. куб. м газа) в порядке исключения решили делать в компании с более опытными французскими («Тоталь») и норвежскими («Статойл») специалистами. Попытка оказалась не совсем удачной, уж слишком дорогое удовольствие, да и риски огромные. Подлила масла в огонь и сланцевая революция в США.

Штурм Штокмана временно отложили, как минимум до 2016 года. Затормозился процесс освоения газовых месторождений, открытых «Газфлотом» в Обской и Тазовской губах. Наступило некоторое затишье…

В апреле прошлого года президент России В.В.Путин заявил, что к разработке шельфа нужно допустить и частные компании – как российские, так и иностранные. После чего борьба за Арктический шельф между частными и государственными нефтегазовыми компаниями резко обострилась.

Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан и президент «Башнефти» Александр Корсик уже направили совместное обращение президенту РФ о допуске их на шельф. А совсем недавно СМИ сообщили, что ЛУКОЙЛ, если ему разрешит правительство, готов немедленно потратить на геолого-разведочные работы в Арктике 2,7 млрд. долл., а затем по итогам разведки пробурить пять поисковых скважин.

В противовес частным компаниям руководители «Газпрома» и «Роснефти» Алексей Миллер и Игорь Сечин обратились к президенту В.В.Путину за помощью в получении запрашиваемых компаниями лицензий, а это более 40 участков, расположенных в море Лаптевых, Восточно-Сибирском, Охотском, Баренцевом, Черном и Чукотском морях. Руководители государственных компаний высказали президенту свои опасения по поводу возможной «либерализации доступа к освоению участков недр шельфа в части доступа к нему частных компаний», заявив, что это нанесет прямой ущерб «Роснефти», «Газпрому» и государству как мажоритарию обеих компаний. В то же время Минприроды все же предлагает дать возможность частникам вкладывать деньги в шельфовую геологоразведку.

Определенный прорыв в этом отношении совершила «Роснефть», заключив стратегический альянс с американской компанией «Эксон Мобил». Усилия этого союза направлены на освоение месторождений Карского моря. По словам главы «Эксон Мобил» в России Г.Уоллера, если сейсморазведка пройдет успешно, «то в 2014 году начнется бурение скважин. Еще через 5–6 лет должна начаться добыча».

И закипела работа по Карскому морю. В представительство американской компании в Москве потянулись иностранные специалисты. Начинается новая стадия штурма Арктики. По словам российского правительства, к 2030 году добыча нефти на отечественном шельфе должна вырасти с 13 до 62,2 млн. т (в пять раз), а газа с 57 до 230 млрд. куб. м (в четыре раза), и это всего за 18 лет! Планы грандиозные, но кто должен их воплощать? Отечественные компании или же иностранные? Судя по свежим новостям, иноземцы одерживают верх…

В последние годы на самом высоком уровне у нас в стране звучат настойчивые призывы отказаться от сырьевой экономики, пойти по пути инновационного развития, культивировать высокотехнологические проекты, нанотехнологии и т.д. В то же время ряд отечественных ученых (например, академик А.Н.Дмитриевский) проповедуют инновационно-сырьевую направленность нашей экономики, то есть предлагается развивать и совершенствовать те технологии, которые дадут нам возможность наиболее эффективно и с наименьшими экономическими затратами осваивать свои же месторождения полезных ископаемых.

Вот простой пример: наши соседи – норвежцы. Тридцать лет тому назад это были простые рыбаки, удили селедку и треску в Северной Атлантике. Норвегия занимала 59-е место среди европейских стран по своему научно-промышленному потенциалу. Но появились у них месторождения нефти и газа в Северном море – и страна преобразилась. Развивая и совершенствуя технику и технологию морской добычи, сегодняшняя Норвегия – одна из передовых и высокотехнологичных стран мира! И добилась она такого стремительного прогресса за счет своих внутренних интеллектуальных сил.

А мы что, хуже тресколовов? Почему заискиваем перед иностранными компаниями? Слабо развиваем свой отечественный потенциал? Не верим в свои силы? Создается впечатление, что мы готовы притормозить те малочисленные отечественные компании, которые уж слишком хорошо и успешно работают. Взять тот же «Газфлот». Единственная компания в России, которая за последние 20 лет сделала ряд крупных открытий на шельфе Арктики и в Охотском море, обзавелась морскими буровыми платформами, наработала ценный опыт ведения морских буровых работ, воспитала кадры, а год назад ее чуть не приватизировали! Хорошо, что руководство «Газпрома» сумело сохранить свою главную морскую «дочку». И несмотря на то что в ближайшее время планируется продолжение работ «Газфлотом» и на шельфе Охотского моря, на Долгинском месторождении в Печорском море, по-настоящему развернуться этой компании не дают. Финансирование резко сокращено, научные разработки, направленные на обоснование перспективных направлений геолого-разведочных работ свернуты, резко урезаны функциональные возможности и т.д. Или мы действуем по принципу «бей своих, чтобы чужие боялись», или же чего-то недопонимаем?

Хотелось бы обратиться к власть имущим: вот реальная возможность создавать самые современные технологии и технические средства ведения работ по освоению морских месторождений нефти и газа в сложных природно-климатических условиях, не имеющих аналогов в мировой практике. Можем вырваться вперед, совершить прорыв в освоении гидрокосмоса. И можем это сделать своими руками за счет своего научно-технического потенциала, учитывая опыт наших зарубежных партнеров.

Потребуется время, чтобы обучить персонал, сформировать технические средства и т.д. Но ведь и спешки никакой нет. Когда решаются столь грандиозные задачи, лучше семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать. Но мы можем на этом вырасти, реально стать высокотехнологичной державой. Осваиваем шельф не только мы, поэтому наши знания и опыт пригодятся всему человечеству.

Не лучше ли в борьбе за российский шельф отдавать предпочтение отечественным компаниям? Создать условия для совершенствования их научно-технических возможностей? Развивать и поднимать на современный технологический уровень смежные отрасли хозяйства.

Освоение нефтяных и газовых кладовых Арктики может и должно оказаться тем локомотивом, который потянет вперед всю экономику России!

Учитывая, что доля газа в общих ресурсах морских углеводородов составляет не менее 70%, то первую скрипку в их освоении должен играть «Газпром». А это значит, что надо и дальше создавать и расширять специализированный флот, морские буровые платформы, суда и т.д. «Газпром» должен плавать! И не отходить в сторону от решения судьбоносных проблем своего отечества!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
1946
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
1577
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1841
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1795

Другие новости