Газопровод TANAP вместе с NabuccoWest фактически возрождает идею проекта Nabucco.
Фото с официального сайта президента Азербайджана
Оптимистичная картина становления «второго Кувейта», как называли до последнего времени Каспийский регион, начинает меняться под влиянием данных добычи нефти и газа на каспийских месторождениях. Выясняется, что трудности с добычей углеводородных ресурсов, еще недавно казавшиеся временным явлением, вызваны объективными причинами и не могут быть решены в ближайшие годы, что ставит под сомнение планы прикаспийских стран по реализации новых трубопроводных проектов.
Значительное отставание от запланированных сроков добычи углеводородных ресурсов, а в ряде случаев и их снижение связаны с необходимостью осуществления огромных инвестиций со стороны нефтегазовых компаний и технологическими трудностями, которые требуется решать при разработке шельфа.
Показательным в этом отношении является газоконденсатное месторождение Шах-Дениз. Контракт на его разработку был подписан еще в 1996 году, однако первый газ был получен лишь спустя 10 лет. В рамках второй стадии реализации проекта предполагается построить две платформы, пробурить десятки подводных скважин, проложить более чем 500 км подводных трубопроводов. Затраты, оцениваемые в 25 млрд. долл., должны обеспечить к 2017 году добычу 16 млрд. куб. м газа с последующим увеличением до 24 млрд. куб. м.
С разработкой Шах-Дениза Азербайджан рассчитывает осуществить дальнейшую диверсификацию маршрутов поставок азербайджанского газа на европейский рынок. От успешности разработки данного месторождения зависит реализация проекта газопровода NabuccoWest и Трансанатолийского газопровода (TANAP). В Баку их рассматривают в качестве приоритетных.
Газопровод NabuccoWest является усеченной версией европейского Nabucco. Он должен пройти от турецко-болгарской границы до Австрии. Основным источником для данного трубопровода должен стать газ, добываемый в рамках второй стадии разработки каспийского Шах-Дениз. Не меньшее внимание Азербайджан уделяет проекту TANAP, который предназначен для транспортировки азербайджанского газа с Шах-Дениза. Газопровод должен пройти от грузино-турецкой границы до западной границы Турции. TANAP вместе с NabuccoWest фактически возрождает идею проекта Nabucco.
В декабре 2011 года Азербайджан и Турция подписали меморандум о взаимопонимании по созданию консорциума для строительства Трансанатолийского газопровода. Затем, в ноябре 2012 года, парламент Азербайджана принял соглашение «О строительстве независимого газопровода для транспортировки азербайджанского газа в Турцию и через ее территорию», подписанное в октябре 2011 года, а также соглашение «О системе Трансанатолийского трубопровода между правительствами Азербайджана и Турции», подписанное в июне 2012 года. Строительство трубопровода должно начаться в 2014-м и завершиться в 2018 году. Стоимость строительства оценивается в 5–6 млрд. долл. Пропускная способность трубопровода составит на первом этапе 16 млрд. куб. м с перспективой увеличения его мощности до 23–24 млрд. куб. м к 2023 году и до 31 млрд. куб. м газа в год к 2026 году.
Существует еще проект Трансадриатического трубопровода (ТАР), который можно рассматривать в качестве альтернативы NabuccoWest. Он предназначен для транспортировки природного газа с Шах-Дениза на второй стадии проекта через Грецию и Албанию в Западную Европу.
Данные проекты активно обсуждаются, однако не решен целый ряд проблем. Прежде всего отсутствуют гарантии увеличения добычи газа на месторождении Шах-Дениз, темпы реализации которого должны определять динамику продвижения трубопроводных проектов. Тем более что еще свежи воспоминания о Nabucco, от которого западные компании отказались из-за отсутствия источников его наполнения. К тому же высокой остается вероятность снижения цен на углеводороды под влиянием роста поставок сжиженного газа, а также из-за технологических трудностей, связанных с добычей на морских месторождениях. Все это может привести к переносу принятия окончательного решения. Тем не менее к середине 2013 года консорциум Шах-Дениз должен сделать окончательный выбор между NabuccoWest и ТАР.
Высокие риски, связанные с добычей углеводородов, заставляют Азербайджан искать дополнительные источники газа, способные наполнить будущие трубопроводы. Предпочтение отдается туркменскому, казахстанскому и узбекскому газу. В этом контексте в Баку рассматривают проект Транскаспийского газопровода по дну Каспия из Туркменистана в Азербайджан. Интерес к проекту во многом поддерживается усилиями Туркменистана, который ведет свою газовую игру и неоднократно заявлял о готовности участвовать в реализации данного проекта.
Строительство Транскаспия может стать привлекательным для Туркменистана в случае реализации Китаем планов по снижению зависимости своей экономики от внешних поставок углеводородного сырья. Для этого Пекин намерен нарастить собственную добычу углеводородов, в том числе сланцевого газа, и сократить импорт углеводородов.
С серьезными проблемами Азербайджан сталкивается при разработке шельфовых месторождений на Каспии. «Контракт века» 1994 года дал старт масштабному освоению нефтяных месторождений на блоке Азери–Чираг–Гюнешли (АЧГ), что позволило на протяжении 15 лет постоянно наращивать добычу нефти. Однако в последние годы добыча нефти на блоке АЧГ снижается. В 2009 году добыча нефти на АЧГ составила 40,3 млн. тонн, в 2010 году – 40,6 млн. тонн, в 2011 году – 36 млн. тонн. В 2012 году добыча составила около 33 млн. тонн.
Снижение добычи нефти вызвано объективными причинами. Прежде всего технологическими трудностями, которые неизбежно возникают при освоении старых нефтяных месторождений на суше. Соответственно это требует дополнительных затрат на их разработку. С другой стороны, шельфовые месторождения на Каспии требуют создания масштабной инфраструктуры, что ведет к значительному удорожанию проекта. Наконец, сдерживающим фактором для наращивания компанией своих инвестиционных обязательств выступают неопределенность будущих цен на углеводородные ресурсы, вероятность появления на мировом рынке нефти из США и весьма осторожные прогнозы спроса на нефть в Китае.
В результате Азербайджан вынужден предпринимать определенные шаги, чтобы в 2013 году стабилизировать добычу нефти на АЧГ на уровне 2012 года и сохранять этот показатель до 2020 года. Кроме того, перед Азербайджаном стоит задача сохранить объемы экспорта нефти. Тем более что в последние годы Азербайджан сталкивается с проблемой, когда его трубопроводная инфраструктура загружена далеко не полностью.
Трудности в разработке месторождений АЧГ и задача не допустить снижения уровня загрузки экспортных нефтепроводов побуждают азербайджанскую сторону искать дополнительные объемы нефти. В частности, Азербайджан рассчитывает на нефть с казахстанского месторождения Кашаган, запасы которого оцениваются в 4,8 млрд. тонн. Однако пока Казахстан сам сталкивается с трудностями при добыче нефти. Добычу на Кашагане планируют начать в 2013 году.
В рамках первой стадии проекта, куда уже вложено около 50 млрд. долл., предусмотрена добыча в размере 12 млн. тонн нефти. Начало добычи в рамках второй стадии ожидается в 2018–2020 годах. Впрочем, и этот срок может быть перенесен. В итоге Азербайджан может столкнуться с отсутствием необходимых объемов нефти для заполнения нефтепроводов.
В свою очередь, Казахстан заинтересован поставлять добываемую в рамках второй фазы свою нефть через нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан. В частности, речь идет о поставках нефти поТранскаспийской системе в объеме 23–56 млн. тонн.
Пока же дополнительные объемы нефти в нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан идут из Туркменистана. В 2011 году по нему было экспортировано 2,6 млн. туркменской нефти, хотя еще в 2010 году этот показатель составлял 1,3 млн. тонн. Впрочем, Ашхабад, располагая преимущественно газовыми месторождениями, вряд ли может рассматриваться в качестве альтернативы казахской нефти.
В целом можно констатировать, что появление значительного количества проектов прокладки новых трубопроводов в Каспийском регионе, их спонтанное появление и уход в небытие говорят об отсутствии у прикаспийских стран четкой энергетической стратегии и наличии серьезных трудностей, которые возникают при разработке новых месторождений нефти и газа на Каспии.