Схема предоставлена автором
Двадцать лет назад в недрах Минтопэнерго России была разработана Концепция структурных преобразований и приватизации предприятий ТЭКа: соответствующие указы президента были приняты в августе–ноябре 1992 года. Основной трудностью разработчиков стала необходимость сбалансировать противоречивые цели и намерения правившей элиты: с одной стороны, включить отечественную отрасль в мировой рынок и сделать управляющие группы компаний конкурентными его вызовам, с другой – обеспечить постсоветскому руководящему ядру нефтяной и газовой промышленности достойное место в новых компаниях и в управлении государством. Требовалось также учитывать интересы добывающих регионов, в первую очередь национальных республик.
Эти противоречия и было намечено решать через реконструкцию министерств и формирование крупных хозяйствующих субъектов в виде вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), по замыслу финансово устойчивых и конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках. ВИНК должны были обеспечить:
сохранение единых производственно-технологических комплексов по добыче и переработке нефти и сбыту нефтепродуктов;
создание конкурентной среды для предприятий инфраструктуры;
обеспечение на переходный период контроля государства над предприятиями путем прямого участия государства в капитале акционерных обществ;
сохранение интегрированной системы магистральных трубопроводов с обеспечением свободного, не дискриминационного доступа к ним всех производителей нефти и нефтепродуктов;
получение за счет приватизации дополнительных источников финансирования производства, реконструкции действующих и создания новых производственных мощностей;
обеспечение баланса интересов федерального Центра и региональных властей.
Этот план опирался на опыт стран Запада второй половины XIX века. Тогда предпосылками вертикальной интеграции были стремление к контролю над рынками сбыта конечной продукции; эффективность управления производством и сбытом; концентрация производственного капитала и формирование единой инфраструктуры, экономия на масштабах производства и возможностях маневра в производственно-экономическом управлении; контроль источников сырьевых ресурсов – и на основе всего этого непосредственное включение в мировую и национальную политику. Таков стал и замысел российской схемы приватизации ТЭКа.
В схеме приватизации, которая исходила из приоритета крупных компаний, структурировались четыре группы ВИНК:
1) полностью под контролем государства («Газпром нефть», «Роснефть»);
2) подконтрольные субъектам Федерации («Татнефть», «Башнефть»);
3) подконтрольные менеджменту (ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз»);
4) принадлежащие финансово-промышленным группам (ТНК-ВР, ЮКОС, «Славнефть»).
К 2005 году сформировались 10 крупнейших нефте- и газодобывающих компаний, которые и обеспечили почти 90% добычи нефти России (см. табл.). Эта схема управления нефтегазовой отраслью в основных чертах сохраняется до нашего времени с изменением в сторону увеличения доли государства и укрупнения компаний. В первую очередь это относится к компании «Роснефть». Намечен выкуп этой государственной компанией активов ВР, после чего «Роснефть» может стать крупнейшей ВИНК мира.
Спецификой России является тот факт, что экономика и социальное развитие страны опираются в основном на доходы от экспорта нефти и газа. С этих позиций реформа отрасли прошла вполне успешно: на диаграмме представлены поступления в федеральный бюджет от нефтегазового сектора экономики. Разумеется, эта жизнеутверждающая картина зависит от величины цены за баррель нефти, на которую российские компании почти не влияют.
За 20 лет действия приватизированных ВИНК, несмотря на бесчисленные конфликты и нарушения в нефтяной и газовой сферах российской экономики, можно утверждать, что первоначальный замысел в значительной мере удался. Помимо очень значащих для государства бюджетных доходов Россия на рынке энергоносителей (в первую очередь на рынке Западной Европы) участвует поставками нефти как один из значимых партнеров, природного газа – в качестве ведущего, сжиженного газа (СПГ) – как гораздо менее значимый партнер. Хотя рынок нефти и нефтепродуктов регулируется в основном крупнейшим картельным соглашением мира – ОПЕК, все же на него допущены и независимые производители, в том числе российские компании. Россия в известной мере может воздействовать на данный рынок, однако не имеет ни сейчас, ни в долгосрочной перспективе возможности существенно влиять на уровень цен: ее доля даже в совокупном европейском нефтяном импорте не превысит 14–15%, соответственно в 3–5% оценивается и влияние российских ВИНК на мировом рынке.
На текущий период нехватки энергоносителей и монопольно высоких цен на нефть продукция российских компаний вполне конкурентна во всех странах и регионах ЕЭС и во многих других регионах (скорее развивающихся). Однако ожидается нарушение равновесия рынка в связи с вводом в эксплуатацию месторождений стран Магриба, в первую очередь Ливии и Алжира, новых залежей Северного моря, а также Прикаспия и с восстановлением промышленности Ирака. Наибольшее влияние на рынок, которое может сузить экономическую нишу российского ТЭКа, окажут массовое освоение месторождений сланцевых нефти и газа и поставки их танкерами из США.
И здесь мы сталкиваемся с нерешенной проблемой приватизации: по замыслу, российские ВИНК должны были на основе конкуренции осваивать новые месторождения нефти и газа, внедрять передовые технологии разведки и добычи нефти и газа, совершенствовать технологию управления бизнесом. На деле этого не произошло, на данную сферу законы рынка распространены почти не были. В результате наша страна опять попала в положение «догоняющей» со всеми вытекающими последствиями для экономики и социума.
Не менее важны и социальные последствия приватизации. Главный негатив: к доходам от деятельности нефтегазовых ВИНК привлечено очень малое число граждан, слишком большие капиталы сосредоточены у немногих олигархов. Разумеется, такая ситуация может быть исторически объяснена, но социальные проблемы от подобных объяснений не смягчаются.
Имеется позитивный опыт Норвегии по общенародному распоряжению нефтяными запасами и их добычей в Северном море. Этот опыт обсуждался на соответствующем семинаре нефтегазового форума, так что экспертный задел для решения социальных проблем России имеется. Одновременно стало ясно, что в рамках приватизационной схемы вертикальных компаний эта задача не решается или, может быть, решается не самым эффективным способом.
Добыча нефти и газового конденсата в 2011 году (в млн. тонн) | ||
1 | «Роснефть» | 114,52 |
2 | «ЛУКОЙЛ» | 85,33 |
3 | «ТНК-BP» | 72,64 |
4 | «Сургутнефтегаз» | 60,75 |
5 | «Газпром нефть» | 30,36 |
6 | «Татнефть» | 26,27 |
7 | «Славнефть» | 18,088 |
8 | «Башнефть» | 15,19 |
9 | «Газпром» | 14,5 |
10 | «Русснефть» | 13,6 |
Итого | 450,8 (88%) | |
Всего в России | 511,4 (100%) |