Повышение экономической активности увеличит комплекс социальных параметров, а следовательно, уменьшит отток населения из региона.
Фото Хорста Ваккербарта
Внимание общества привлечено к Восточной Сибири и Дальнему Востоку: здесь сокращается население, многие годы не завершаются инвестиционные проекты национального масштаба. Обсуждаются сами перспективы удержания Восточной Сибири и Дальнего Востока в составе России и методы противодействия экспансии Китая, который имеет с этим регионом протяженную сухопутную границу.
На таком политическом фоне выдвигаются проекты создания для данного региона особых условий, введение здесь специального управления непосредственно из Центра. Как итог в этом году был создан новый федеральный орган исполнительной власти - Министерство по развитию Дальнего Востока.
Известно, что уровень жизни в Восточной Сибири по комплексу социальных параметров ниже, чем в европейской части страны, и это направляет миграционные потоки в европейскую часть России; за последние десятилетия население Восточной Сибири и Дальнего Востока уменьшилось почти вдвое – до примерно 12 млн. человек. Требуется повысить экономическую активность на всей обширной территории. Только это позволит расселить здесь дополнительное число россиян и тесно вписать регион в нераздельную экономику России. По-видимому, именно таков замысел государственной территориальной программы освоения природных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока; она должна стать крупнейшей программой современной России, сравнимой по масштабам и эффективности с Западно-Сибирским нефтегазовым комплексом.
До сих пор на северо-востоке таких крупных программ не было, кроме Норильского промышленного узла и, может быть, программы «Дальстроя». Однако Норильск и «Дальстрой» – суть порождение сталинских времен, когда труд заключенных был бесплатен, а их жизнь не имела значения. Сейчас подобная модель неприемлема хотя бы из-за отсутствия подневольного трудового ресурса должной квалификации. Нет и силовых структур для массовых депортаций, к которым в прошлом веке прибегали для обеспечения сибирских строек рабочей силой.
Проекты освоения региона
Модель развития нефтегазовой Западной Сибири, напротив, основывалась на свободном труде и социально-экономическом стимулировании, здесь впервые был применен и по сей день действует экспедиционно-вахтовый метод. По факту была реализована идея межотраслевого планирования через специальный сводный отдел Госплана СССР в Тюмени. Такая структура позволила сбалансировать интересы нефтяной и газовой отраслей и территории четырех областей и округов.
На советской фазе этого проекта интересы отраслей преобладали, и поэтому производственная база развивалась опережающе, но социальная отставала. Сейчас существенно увеличились вложения в социальную сферу – повышенную оплату труда нефтяников и газовиков и развитие северных городов, например Тюмени; проект обеспечен квалифицированными кадрами, но производственные перспективы (прирост запасов ископаемых, инфраструктура и пр.) перешли в зону риска.
В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке производственное развитие опирается на стандартную для нынешней России схему регионального управления. Выяснилось, что местный потенциал не позволяет концентрировать мощности на затратных инвестиционных проектах с длительным сроком окупаемости. Результатом стали долгострои: примером является строительство БАМа и развитие крупного золотого месторождения Сухой Лог.
На наш взгляд, проблема экономики Восточной Сибири такова: с одной стороны, наличие мощного ресурсного потенциала: нефть и газ, уголь и гидроэнергия, золото, цветные и редкие металлы. Но с другой – неэффективные связи с мировыми экономическими центрами и малое внутреннее потребление производимых в регионе продуктов. Причина – слабое заселение и удаленность этого региона от экономического центра тяжести России.
В конце января 2012 года было предложено создать государственную корпорацию (компанию) по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока (см. справку). Ее предполагается наделить беспрецедентными полномочиями. Настолько большими, что некоторые эксперты говорят о возникновении государства в государстве, разрушении единого правового поля и угрозе сепаратизма. Предполагается, что 16 субъектов Федерации будут частично выведены из-под действия федеральных законов о недрах, лесах, земле, градостроительстве и гражданстве. Компания сможет по своему усмотрению выдавать лицензии на добычу полезных ископаемых. Подчиняться она станет напрямую президенту страны, а остальные госорганы вмешиваться в ее деятельность не смогут.
Экстренные и масштабные меры по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока действительно необходимы. Однако компании пока не поставлены конкретные цели и задачи, хотя бы в виде плана развития Сибири и Дальнего Востока. Какие именно проекты будут приоритетными? Каких результатов планируется достичь?
На Дальнем Востоке Российской империи также применялся особый порядок управления. Этим регионом руководил не генерал-губернатор, а наместник, наделенный всей полнотой административной и военной власти, правом самостоятельных внешних сношений. У главы новой корпорации таких прав не будет уже в силу того, что юрисдикция царского наместника распространялась и на Маньчжурию – территорию суверенного государства.
Всем субъектам экономики, которые намерены инвестировать через корпорацию по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока, обещают предоставить невиданные в России налоговые и социальные льготы.
Российский гражданин, который решится на работу в Сибири, даже временную, может рассчитывать на начальную материальную поддержку и сибирскую прибавку к основной заработной плате. Такие методы работали в советский период при плановом регулировании экономики труда, сейчас это будет сложнее. Еще более привлекательным должен стать переезд на Восток для мигрантов из ближнего зарубежья, которые ныне переполняют европейские российские города. Им будет предоставлен вид на жительство и облегчено получение российского гражданства.
Отдельный законопроект предусматривает приоритет Закона «О развитии Сибири и Дальнего Востока» перед имеющимися федеральными законами. В частности, госкомпания сможет получить «без проведения предусмотренных действующим законодательством конкурсных процедур права пользования недрами и лесными ресурсами на участках, необходимых для реализации инвестиционных проектов».
Впрочем, Минфин пока не согласовывает налоговые преференции в отношении отдельно взятых территорий: в ведомстве полагают, что это не соответствует положениям Налогового кодекса. По мнению А.Кудрина, законопроект по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока и созданию для этих целей специальной государственной корпорации приведет к ухудшению инвестиционного климата во всей стране и замедлению развития самого региона.
═ Восточносибирская компания поможет упорядочить «ползучую интеграцию» на пограничных с сопредельными странами территориях. Фото Reuters |
За счет частичного разрушения единого правового пространства и девальвации других государственных институтов огромная экономическая власть сосредоточивается в руках структуры, подотчетной главе государства и никому другому.
При проектировании новой компании должен быть решен вопрос: войдут ли региональные нефтяные и газовые проекты под ее управление или останутся под эгидой «Газпрома» и «Роснефти»? Сейчас в этой сфере оперируют преимущественно «дочки» московских монополистов. Цена вопроса велика: Восточная Сибирь становится второй по значимости нефтегазовой провинцией страны с 10–11% общей добычи. Газовый проект Восточной Сибири не выдерживает конкуренции с углем и электроэнергией от мощных гидростанций, но имеет перспективы экспорта в Китай и Японию.
Уже с ХIХ века в Восточной Сибири ведется добыча золота. Сейчас перспективен Сухой Лог, крупнейшее месторождение в Ленском золоторудном районе, 357 км от ближайшей железной дороги (БАМ). С июня 1986 года ведутся подготовительные работы. В том же районе уже разрабатываются меньшие по запасам месторождения, есть намерение осваивать месторождения железной руды, залежи каменного угля в Туве.
Проблема и в том, что добыча и экспорт нефти и газа, цветных и редких металлов не прямо сопряжена с закреплением на территории: эти отрасли создают относительно немного рабочих мест. Но при добыче рудных ископаемых и угля, при развитии инфраструктуры во всем мире массово используется труд иммигрантов, что в этом регионе нежелательно.
Создаваемая структура сравнивается с британской Ост-Индской компанией (см. справку), которая начиналась как частное акционерное предприятие, что было удобно для прикрытия интересов английской короны и, главное, повышало эффективность колониальной деятельности.
Напротив, создаваемая на российском востоке компания демонстративно позиционируется как изначально государственная, хотя, по-видимому, инициатива маскирует и частные интересы.
Освоение или заселение территории
Известно, что для новых поселенцев малопригодны местности с низкой среднегодовой температурой. Поэтому Восточная Сибирь делится на обширные малозаселенные северные пространства и вытянутую в широтном направлении полосу на юге, в городах и поселках которой сконцентрировано основное население. В северных территориях сложились очаговые поселения, приуроченные в основном к добыче полезных ископаемых. В автономиях, таких, например, как Якутия и Чукотка, имеются поселения, экономической базой которых является сельское хозяйство коренного населения.
Заселение севера Сибири в советский период осуществлялось исходя из стратегических критериев. В кратчайшие исторические сроки в Заполярье были созданы десятки поселений, в том числе Норильск, в большинстве своем потому, что рядом находились месторождения или военные объекты.
В последние годы многие поселения приходят в запустение. Сроки исчерпания градообразующего ресурса восточного региона уже видны, но механизм был запущен давно и защищен интересами сотен организаций и территориальных политических элит. Однако местного влияния и ресурсов недостаточно, чтобы переломить неблагоприятную демографическую тенденцию. Себестоимость добываемой здесь продукции уже сейчас слишком высока, а если качественно улучшить социально-экономические параметры – цена станет запредельной.
Следует подчеркнуть мировую тенденцию: отрасли вторичной переработки, в том числе легкая промышленность и производство электронных технологий, переносятся сейчас в страны и регионы, где труд и обслуживающая инфраструктура дешевле, а людского потенциала много.
Промышленность, сопряженная с потребностью в энергоресурсах и экологическими ограничениями, напротив, перемещается туда, где пока еще имеются малозаселенные территории и соответственно не исчерпанные природные ресурсы. С этих позиций Восточная Сибирь и российский Дальний Восток имеют определенную перспективу. Не следует забывать, что по соседству с Сибирью и Дальним Востоком есть огромный потенциальный рынок сбыта – Китай и Япония.
Иностранное заселение
Сейчас территория Дальнего Востока фактически защищена от китайской экспансии только тем, что она мало пригодна для населения из южных исторических провинций этого государства. Требуются вложения в строительство жилья, дорог, в развитие энергетики. Когда территория станет более обустроенной для жизни, можно ожидать массовой миграции китайских рабочих. Но тогда возникает вопрос, соответствует ли интересам метрополии освоение этих территорий?
Китайские и северокорейские граждане, которые хотят работать и жить на Дальнем Востоке, легко договариваются с местными властями и предприятиями. Уже появились поселки корейских лесозаготовителей, на мелкооптовом рынке массово участвуют китайские торговцы и иммигранты-аграрии. Процесс проходит стихийно и потому несет в себе определенные угрозы: уже давно власти с недоверием относятся к большим китайским колониям, которые берут в аренду на несколько десятилетий земли на российском берегу Амура.
Создание восточносибирской компании может повлиять на процесс ползучей интеграции пограничных территорий в сторону упорядочения, но вряд ли это повысит эффективность экономики региона.
Выводы
Мы полагаем, что в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке создается колония в классическом смысле, но не аналог частной Ост-Индской компании: здесь не маскируется главенство столичной бюрократии.
По замыслу, на территории восточносибирской компании будет упрощен механизм принятия решений: в колонии не действуют общие правовые механизмы, она выведена из гражданского управления. Легче будет собирать инвестиционные ресурсы со всей России на развитие Дальнего Востока. Но... в классической модели управления окраинными территориями целью является благосостояние метрополии, то есть Центра, а никак не обратная задача.
Аналогом нового проекта могла бы служить Дальневосточная республика (ДВР существовала с апреля 1920 года по ноябрь 1922-го) – буферное государство, созданное для противодействия японской империи. Она была упразднена, выполнив свое предназначение. Потенциальный аналог Дальневосточной республики не имеет перспектив из-за того, что явная геополитическая цель в сегодняшних условиях не может быть поставлена. В случае неуспеха российской иммиграционной политики регион скорее всего будет поглощен Китаем. Дальневосточников такая перспектива страшит, а у жителей Центра вызывает отторжение, так как противоречит идее единой и неделимой России.
Точно так же как закончила свое существование британская Ост-Индская компания, может закончиться и идея EAST SIBERIA TRADING COMPANY. Но, может быть, замысел не идет так далеко, а направлен лишь на создание бюрократического проекта в интересах московских столоначальников?
Британская Ост-Индская компания (англ. East India Trading Company) – акционерное общество, созданное 31 декабря 1600 года указом Елизаветы I. Королева предоставила компании монополию на торговлю в Индии. Первоначально компания имела 125 акционеров и капитал в 72 тыс. фунтов стерлингов. Управлялась губернатором и советом директоров, который отвечал перед собранием акционеров. Коммерческая компания вскоре приобрела правительственные и военные функции; к 1840 году правила большей частью Индии, имела армию 150 тыс. человек и огромные территории в собственности (до 1858 года). Вплоть до распада Британской империи во второй половине ХХ века компания служила главным инвестором метрополии.
Государственная корпорация (компания) по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока охватывает территорию от западных границ Красноярского края до Камчатки, Курильской гряды и Сахалина (республики Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия; Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Приморский, Хабаровский, Амурский края; Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская и Еврейская автономная области и Чукотский автономный округ – 16 административных единиц).
Цель компании – привлечение ресурсов всей России для развития востока страны, заселения территории. Методы управления – преимущественно административные. Предполагается, что столицей компании станет Владивосток.