0
2976
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

19.06.2012 00:00:00

Перед повторным стартом

Николай Тебин

Об авторе: Николай Петрович Тебин - старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: ядерная энергетика


ядерная энергетика Провинция Кансай (Осака) в отсутствии атомных мощностей компании KEPCO останется без электроэнергии.
Фото Reuters

5 мая в Японии был остановлен на плановую проверку реактор № 3 АЭС «Томари» японской электроэнергетической компании Hokkaido Electric Power Co. (о. Хоккайдо). В стране не осталось ни одного действующего атомного реактора. До трагедии на АЭС «Фукусима-1» 11 марта 2011 года в Японии было 54 энергетических реактора, на которые приходилось более трети электрогенерирующих мощностей страны. По долгосрочному курсу развития атомной энергетики намечалось довести их долю до 50%.

11 марта мощное землетрясение на севере тихоокеанского побережья Японии и вызванное им цунами перечеркнули эти планы. Сила стихии оказалась выше принятых норм и стандартов обеспечения безопасности, которые пришлось срочно пересматривать. В результате многие остановленные на плановые профилактические работы реакторы оказались не соответствующими повышенным требованиям. Обычно графики профилактических работ на АЭС составлялись с таким расчетом, чтобы максимально обеспечить использование их мощностей в летний пик энергопотребления. Однако в 2011 году к июлю в эксплуатации оставалось только 15 реакторов.

Кризисные планы

Электроэнергетические компании страны, готовясь к летнему пику, начали интенсивно вводить в строй законсервированные тепловые электростанции для замены мощностей АЭС. Правительство страны обязало крупных потребителей электроэнергии, таких как железные дороги, предприятия ряда энергоемких производств, сократить энергопотребление на 15%. Такое право правительству предоставлено законами о чрезвычайной обстановке. Много мероприятий по энергосбережению было проведено в бытовом секторе.

Основной целью ставилось не допустить веерных отключений потребителей из-за нехватки генерирующих мощностей. Выполнять эту задачу должны были электроэнергетические компании. Вся территория Японии законодательно разделена на 10 районов, в каждом из которых действует одна такая компания с исключительными правами на снабжение потребителей электроэнергией в своем районе. Не только правами, но и ответственностью за поставки электроэнергии потребителям. Из 10 таких компаний только обеспечивающая о. Окинава не имеет АЭС. Все остальные столкнулись с проблемой компенсации мощностей АЭС для стабильного снабжения клиентов.

Летний пик 2011 года компании смогли пройти без веерных отключений, к которым приходилось прибегать в ряде районов в марте-апреле. Достаточно быстро были задействованы мощности законсервированных тепловых электростанций, да и реакторы 15 АЭС продолжали работать. Свою и немалую роль сыграла общенациональная кампания по энергосбережению. В какой-то мере японцам повезло с погодой. Лето 2011 года было много прохладнее, чем в 2010 году, и это снизило расходы энергии на кондиционирование помещений.

Зимний пик энергопотребления был много меньше летнего и особых трудностей в снабжении электроэнергией не вызвал. Хотя в январе в стране действовало всего два реактора, остальные были остановлены для плановых проверок. Электроэнергетические компании начали составлять прогнозы удовлетворения спроса на энергию в своих районах, исходя из предполагаемых генерирующих мощностей на конец июня. Характерно, что прогнозы вырабатывались, учитывая то, что все 54 силовых реактора АЭС будут остановлены, включая и прошедшие проверки по новым требованиям безопасности.

Проблемы Кансая

В наиболее трудном положении оказалась региональная электроэнергетическая компания Kansai Electric Power Co. (KEPCO), обеспечивающая второй по значению экономический регион страны Кансай (Осака). Этим летом компания ожидает пик спроса в 29,87 млн. кВт. Наличные генерирующие мощности без реакторов АЭС составляют 25,42 млн. кВт. Только запуск двух реакторов позволит покрыть дефицит, да и то при условии повышения в связи с этим эффективности работы гидроаккумулирующих станций. Руководство компании давно уведомляло правительство, что без запуска реакторов дефицит генерирующих мощностей в августе будет составлять 16,3%. Более того, даже если реакторы будут задействованы, дефицит составит более 10%, поскольку ряд фирм и компаний перенесли производственные мощности в Кансай из пострадавших от цунами районов.

Столкновение интересов

Регион Кансай стал местом столкновения сторонников и противников атомной энергетики, конкретно – подходов к расконсервации остановленных на плановые осмотры реакторов АЭС. Деловые круги и правительство выступали за запуск реакторов, аргументируя это необходимостью обеспечения стабильного производства, против выступали муниципалитеты и местные представительные органы власти, которые считали, что их позиция отражает настроения граждан. Дискуссия активизировалась и конкретизировалась предметно после того, как в апреле правительство страны приняло новые, более жесткие стандарты безопасности, определяющие возможность возобновления работы реакторов.

В регионе Кансай этим стандартам отвечали реакторы № 3 и № 4 АЭС «Ои» компании KEPCO. Их запуск мог помочь избежать опасной нехватки энергии в регионе нынешним летом. Насколько важна эта цель, говорит то, что почти сразу премьер-министр Японии Ёсихико Нода в сопровождении ряда ответственных за энергетику министров посетил регион Кансай. Встречаясь с руководством префектур и мэрами городов, он стремился убедить их в безопасности реакторов АЭС «Ои» по новым критериям и подтвердил «готовность дать указание возобновить их работу». По действующим законам и подзаконным актам, премьер-министр может единолично принять решение о запуске реакторов. Но в большинстве случаев, когда затрагиваются интересы граждан, японские руководители стремятся достигнуть консенсуса.

Начались длительные переговоры и консультации. Вначале только шесть из 34 глав префектур и городов, в которых размещены АЭС, соглашались с возобновлением работы реакторов, скорее не противились этому при условии выполнения стандартов безопасности. Согласно исследованию газеты «Иомиури», основной причиной согласия «шестерки» называлась зависимость бюджетов муниципалитетов от поступлений в казну от работающих АЭС. Многие противники запуска реакторов колебались с высказыванием твердого решения и считали, что «для возобновления работы реакторов важно достичь консенсуса граждан в необходимости АЭС». При этом колебавшиеся заявляли, что примут решение в зависимости от действий правительства.

Правительство же продолжало поводить свою линию на расконсервацию реакторов. В этом оно получало мощную поддержку от деловых кругов. Председатель Федерации экономических организаций Японии Хиромаса Ёнэкура еще в конце апреля на встрече с журналистами заявил, что экономика страны рухнет, если не возобновить работу реакторов. Иностранные компании, имеющие производства в регионе Кансай, также попадают в тяжелейшие условия.

В комментариях газет акцент делался на экономических трудностях, которые могут возникнуть в связи с нехваткой энергии в июле-августе. Утверждалось, что «обстановка может сложиться много хуже, чем летом прошлого года, когда действовало 15 реакторов», что «нельзя рассчитывать на то, что пик потребления энергии вновь можно будет пройти лишь за счет мер по энергосбережению», что «в августе в Кансае, вполне вероятно, придется вводить режим веерных отключений».

14 мая правительство объявило о введении со 2 июля по 28 сентября ограничительных мер по снижению потребления энергии. В этот период в районе действия компании KEPCO ожидается снижение потребления энергии на 15%. Этому же должна способствовать и начатая с июня по инициативе правительства кампания по энергосбережению на рабочих местах. Служащим разрешено нарушать дресс-код и быть одетыми в легкие рубашки без галстуков и шорты, чтобы легче переносить установленные ограничения на использование кондиционеров.


Японскому премьеру приходится вновь и вновь пересматривать энергоконцепцию.
Фото Kazuhiro Nogi/AFP

Мнение экспертов

Однако специалисты выражали обоснованное сомнение, что эти меры по сбережению энергии помогут преодолеть летний пик потребления электроэнергии при нарастающем разрыве между спросом и предложением. С другой стороны, жесткие требования по экономии энергии могут вызвать проблемы со здоровьем многих граждан, особенно стариков и детей. Прошлым летом эти меры вызвали рост сердечно-сосудистых заболеваний.

Неблагоприятные последствия для Японии прогнозировались и независимыми зарубежными исследователями. В печати сообщалось, что, по данным очередного глобального исследования конкурентоспособности стран мира, проведенного авторитетным в Европе Институтом менеджмента (IMD, Швейцария) в минувшем году, Япония занимает 27-е место из 59 стран и территорий. Низкое место обусловлено прежде всего показателями в энергетике. Япония занимает 55-е место по обеспечению поставок энергии в перспективе, 51-е место – по стоимости электроэнергии для промышленных потребителей, 50-е – по инфраструктуре энергетики. В этих условиях, пишет «Иомиури», «все больше и больше производств переносится за рубеж и есть большие опасения роста безработицы в стране».

Внутри страны внимание, естественно, привлекала возможность повышения тарифов на электроэнергию. Электроэнергетическая компания TEPCO, которой принадлежит АЭС «Фукусима-1» и испытывающая огромные финансовые трудности, уже объявила о повышении тарифов на электроэнергию, в частности, в бытовом секторе в среднем на 10,28%. При этом для стимулирования экономии энергии установлен гибкий тариф – чем больше потребление в месяц, тем больше увеличение тарифов. Необходимость повышения аргументируется руководством компании тем, что расходы на топливо для работы ТЭС, вводимых взамен АЭС, за год будут больше на 3–4 трлн. иен.

Экономические последствия

Страна вынуждена переплачивать за газ и другие виды топлива для ТЭС. В результате после катастрофы в марте 2011 года торговый баланс Японии сводится с рекордным дефицитом, констатирует в редакционной статье газета Yomiuri и призывает правительство сократить зависимость страны от тепловых электростанций, способствовать запуску атомных реакторов.

Рост тарифов не может не оказать отрицательного влияния на экономику страны. Проведенное в апреле Федерацией экономических организаций Японии исследование среди своих членов показало, что более двух третей производственных компаний считают, что им придется сократить производство из-за опасений по поводу стабильности обеспечения энергией.

Прогнозируемые сценарии

Аргументы сторонников запуска реакторов ширятся с выполнением планов по повышению безопасности АЭС от ударов стихии. Укрепляется по новым требованиям защита от цунами, реорганизуются органы чрезвычайного управления, практически решена задача аварийного энергообеспечения АЭС.

В конечном итоге подходы противников запуска реакторов становились все мягче, и 31 мая Союз губернаторов и мэров Кансая на своем заседании принял заявление, в котором соглашался на запуск реакторов, правда, только на летнее время. Губернатор префектуры Вакаяма Ёсинобу Нисака считает, что «угрозы экономике более серьезны, чем риск от запуска реакторов. Бизнес на местах впадет в хаос, если будут нужны веерные отключения электроэнергии» (см. Yomiuri Shimbun от 01.06.12). С ним согласно большинство участников совещания.

В комментарии газета Yomiuri расценивает заявление как полумеру, поскольку, «несмотря на запуск двух реакторов, общенациональная нехватка энергии маячит на горизонте. Сохраняется настоятельная необходимость запускать другие реакторы, безопасность которых подтверждена».

Правительственная стратегия

В этой связи, по сообщениям печати, правительство в ближайшее время, еще до летнего пика энергопотребления, должно выработать стратегию оптимального сочетания энергетических ресурсов с учетом мнения граждан. Одной из важнейших задач при этом определяется обеспечение стабильного снабжения энергией потребностей промышленности и населения с учетом соотношения стоимость–эффективность и экологичности.

Можно ожидать, что выработка этой стратегии будет во многом определяться положениями недавно опубликованного доклада консультативного комитета по проблемам природных ресурсов и энергии Министерства экономики, торговли и промышленности. В докладе рассматриваются четыре варианта возможного развития страны в зависимости от доли ядерной энергетики в общих потребностях в энергии. Рассматриваются четыре варианта – 0, 15, 20 и 25%.

Все четыре варианта исходят из максимального использования возобновляемых источников энергии, таких как солнце и ветер. Нулевой вариант предусматривает закрытие всех АЭС, 15-процентный – отказ от строительства новых реакторов, 20- и 25-процентные – модернизацию существующих или строительство новых реакторов.

Газета «Иомиури» в редакционной статье комментирует эти варианты. Нулевой вариант категорично отвергается как неприемлемый уже в заголовке. Полный отказ от ядерной энергии, на которую до трагедии на АЭС «Фукусима-1» приходилось около 30% энергообеспечения, практически недопустим. По докладу, по этому сценарию доля возобновляемой энергии с нынешнего уровня должна увеличиться на 10–35%, чтобы покрыть потери генерирующих мощностей АЭС.

Для реализации этого сценария долю солнечных энергетических установок необходимо увеличить с нынешних 0,3 до 6,0%, а ветровых – с 0,4 до 12, в 20 и 30 раз соответственно. Газета выражает сомнение в возможности найти площади для размещения оборудования. Нельзя не учитывать и значительное увеличение себестоимости производства электроэнергии на возобновляемых источниках. По подсчетам, это снизит ВВП примерно на 30 трлн. иен. Большие сложности возникнут и в связи с тем, что солнечные и ветровые установки сильно зависят от погодных условий. Это также вызовет нагрузку на экономику страны.

И по другим сценариям, в которых предполагается высокая зависимость от возобновляемых источников, правительство должно внимательно определить, достижима ли их высокая доля. При этом нельзя рассчитывать на новые инновационные ресурсы. Важно также прогнозировать обстановку после 2030 года, говорится в комментарии газеты.

Госи Хосоно, государственный министр, ответственный за ядерную политику, на пресс-конференции дал свою оценку обстановки, заявив, что «15-процентная доля может стать основой энергетической стратегии». По мнению специалистов, это соответствует курсу правительства на вывод реакторов из эксплуатации после 40 лет эксплуатации.

Деловые круги в своих планах исходят из того, что в конечном итоге атомная энергетика в Японии по крайней мере сохранится. Так, в бизнес-план электроэнергетической компании ТЭПКО включено положение, по которому АЭС компании «Касивадзаки-Карива» в префектуре Ниигата возобновит работу в 2013 году. Однако администрация префектуры, замечает газета «Иомиури», выступает против возобновления работы АЭС, и не ясно, когда это случится. Но в том же бизнес-плане есть весомый аргумент в пользу возобновления работы АЭС. Снижение расходов компании на топливо с запуском реакторов позволит в 2015 году снизить повышенные недавно тарифы до прежних.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
1920
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
1816
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
2942
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
4065

Другие новости