География разработки шельфов.
Схема предоставлена автором
Данная публикация призвана ответить на вопросы: «Готовы ли энергетические структуры России по уровню своей организации и используемых технологий осваивать месторождения нефти и газа на морских шельфах страны, в первую очередь и преимущественно арктических? Нуждаются ли эти структуры в каких-либо реформах или безопаснее оставить все как есть, как это ныне сложилось?»
Выявленных запасов газа в России много – 47,5 трлн. куб. м. При годовой добыче в 700 млрд. куб. м сырья хватит на 80 лет. Газ нужен для экспорта и внутренних нужд, его добыча и потребление несколько сокращаются: если в 2011 году на внутренний рынок было поставлено примерно 471 млрд. куб. м газа, то в 2014-м это уже будет 485–490 млрд. куб. м. Значит, надо разведывать новые ресурсы газа.
Следует отметить, что практически не разрабатываются имеющие местное значение газовые месторождения европейской части страны. В нынешних ценовых параметрах природного газа становится перспективной разведка и последующая целевая эксплуатация локальных месторождений природного газа, экономически оправданная разведка месторождений сланцевого газа. Здесь мы на десятилетия отстаем от США, по-видимому, потому, что отсутствуют независимые региональные газовые компании, а непосредственной потребности в сланцевом газе в России не имелось.
Структура газовой промышленности сейчас выстроена под эксплуатацию крупных и гигантских месторождений и трубопроводный транспорт концентрированных потоков природного газа. Между тем газовые месторождения Западной Сибири, дающие до 80% годовой продукции этого сырья, были открыты лет 40 тому назад, а сейчас находятся в стадии падающей добычи.
За последние 20–25 лет, за редким исключением, не было открыто серьезных газовых месторождений. Коэффициент компенсации добычи газа не превышает 1,1, то есть пока обеспечивается простое воспроизводство запасов. Для уверенного развития газовой отрасли на перспективу этого явно недостаточно.
Тут мы сходимся с профессором В.Гавриловым (РГНУ имени Губкина): остро требуется интенсификация геологоразведки. Для внутреннего пользования – поиск и освоение малых месторождений вблизи промышленных центров европейской части страны. Для экспорта и поддержания сложившейся структуры газовой отрасли в Сибири и в первую очередь на арктических шельфах России с генеральной целью – открыть новые крупные, может быть, гигантские месторождения нефти и газа. В чем мы расходимся, так это в средствах достижения указанных целей.
Профессор Гаврилов предполагает, что эту задачу освоения морских шельфов сейчас решает ОАО «Газпром», который создал в 1994 году свою «дочку» – ООО «Газфлот», благодаря деятельности которой уже выявлены 11 месторождений углеводородов: три нефтяных на Печорском шельфе Баренцева моря, четыре газоконденсатных в Обской и Тазовской губах Карского моря, три газоконденсатных на сахалинском шельфе, одно газовое на шельфе Западной Камчатки. Прогнозные запасы газа на вновь открываемых залежах составляют порядка 150–200 млрд. куб. м, общие приращенные запасы оцениваются в 1,5–2 млрд. куб. м. Рассмотрим, однако, что на деле происходит с морской геологической разведкой и эксплуатационным бурением в России.
Реальные масштабы
В составе ООО «Газфлот» имеются три буровые установки, в том числе СПБУ «Арктическая», предназначенная для бурения скважин на арктическом шельфе глубиной до 6500 м при глубинах моря до 100 м; семь специализированных судов транспортного обеспечения; танкеры; суда для несения аварийно-спасательных дежурств и т.д. Если посмотреть трезво, имеются три буровых судна с минимальным транспортным обеспечением (семь судов) в трех морях и двух океанах, разделенных тысячами километров.
В мире, в первую очередь в морях и океанах, ежегодно бурится до 1000 поисково-разведочных скважин и 2000 эксплуатационных, уже пробурено свыше 100 тыс. скважин. 30% из них – на море. Считается, что в морях содержится в три раза больше запасов углеводородов, чем на суше.
Морские буровые установки различного назначения эксплуатируются в 11 районах Мирового океана (см. карту).
Лишь в последнее время сюда включились сахалинские и арктические месторождения России. Именно в силу слабой изученности и позднего включения в мировой процесс морского бурения при малых масштабах бурения отечественных морских месторождений и возникают легенды о высокой эффективности работ, об огромных приростах запасов нефти и газа на арктических шельфах России – если начинать с нуля, то каждая удачно пробуренная скважина обеспечивает значительный прирост запасов.
Между тем перспективы российской морской добычи огромны уже потому, что страна располагает 22% шельфов Мирового океана, 80% перспективных (то есть еще не разведанных детально) нефтяных и газовых полей. Это месторождения Арктики (85%) и дальневосточных морей (12%). Российские организации по морской разведке и эксплуатации должны соответствовать масштабам задачи, иметь адекватные этим задачам технические и организационные возможности.
Если принять мировые масштабы за исходную данность, структуры по морскому бурению, создаваемые в нашей стране (или иностранные, привлекаемые по контрактам), должны располагать совокупными мощностями для того, чтобы пробурить на шельфах свыше тысячи скважин. Сейчас имеются наметки программы освоения российских арктических шельфов, рассчитанной минимум на 20 лет. Тогда надо будет бурить примерно до 50 скважин в год.
Вполне работоспособный коллектив отличает ООО «Газфлот», там трудятся порядка 1000 высококвалифицированных специалистов, в том числе 700 – непосредственно в трех производственных филиалах в Мурманске, Калининграде и Южно-Сахалинске. По-видимому, можно утверждать, что ООО «Газфлот» – это ведущая в России фирма по освоению морских нефтяных и газовых месторождений в арктических и дальневосточных морях. Вместе с тем возможности этой вполне удачной фирмы никак не соответствуют проектируемым масштабам программы освоения морских шельфов России. Такая ситуация далеко не случайна.
Факторы кризиса
Основными факторами кризиса российской энергетики являются наличие большой доли физически и морально устаревшего оборудования, необходимость освоения новых месторождений нефти и газа на северо-востоке страны, в полярных и приполярных зонах, на глубоководных шельфах морей, в том числе арктических. Для поддержания лишь сегодняшних объемов добычи на период до 2020 года необходимо как минимум трехкратное увеличение инвестиций. Считается, что освоение шельфовых месторождений Арктики обойдется в 500 млрд. долл. (Это приблизительная суммарная цифра. Она увеличивается по мере того, как программа освоения Российской Арктики наполняется конкретным содержанием: 10 лет назад говорилось о 15 млрд. долл., три года назад – о 120 млрд.)
Между тем за последнее десятилетие объем годовых инвестиций в ТЭКе снизился почти в четыре раза. Только для модернизации производственных фондов требуется ежегодно 20–25 млрд. долл. Общая стоимость инвестиционных проектов для сохранения экспортных позиций на рынке Европы до 2015 года для газовой промышленности, по-видимому, составит 35–40 млрд. долл., нефтяной промышленности – 55–60 млрд.
Требуется качественно улучшить геологоразведку, а она, особенно на море, сопряжена с инвестиционным риском и имеет длительный цикл реализации, к тому же чрезвычайно наукоемка. То есть требует вложений в теоретические исследования и использует дорогие технологии и оборудование, доход же от прямых инвестиций здесь минимален. Для поддержания системного уровня нужны прямые закупки геофизического и иного сложного оборудования для сервисных работ. Вследствие всех этих причин геологоразведка и геофизика в России остались прерогативой государства. Отечественные корпорации не хотят брать на себя риски без надежных государственных гарантий того, что при удаче смогут воспользоваться плодами изысканий.
По этим и другим известным причинам у частных российских и транснациональных нефтяных компаний напрочь отсутствуют стимулы к долгосрочным инвестициям.
Итак, в освоении арктических шельфов стоит дилемма:
1) оставить все как есть, вести освоение шельфов государственной компанией «Газпром» с привлечением государственной же компании «Роснефть». Мотив: процесс приватизации приведет к потере кадрового потенциала, разрушению технологического комплекса, вместо преуспевающей компании ООО «Газфлот» лишь останутся жалкие обломки. Если начистоту – это означает намерение сохранить монополию госкомпаний на морское бурение. Но уже ясно, что при сохранении существующего положения программы освоения нефти и газа Арктики не выполнить, соответственно уменьшится энергетический потенциал государства;
2) известный мировой практике вариант: создавать мощные региональные (с частным капиталом) компании. В том числе и по морскому бурению. Здесь надо привлекать прямой иностранный капитал, допускать на арктические шельфы мировые транснациональные компании. Понятно, что такой подход будет встречать сопротивление государственных компаний, в первую очередь ОАО «Газпром». Надо сказать, что данная корпорация пользуется большим влиянием уже потому, что контролирует ряд средств массовой информации. Внедряется мнение, что любое изменение статуса «Газпрома» – это мина под фундамент российской экономики, поскольку данная монополия – народное достояние, опора народного хозяйства. Все же главное – это не судьба «Газпрома». Указанная госструктура в своей деятельности опирается на большую армию самых высококвалифицированных специалистов, имеет огромный творческий потенциал. Они, эти специалисты и менеджеры, не пропадут при любой конфигурации газовой (и нефтяной) промышленности.
Вопрос в другом: способна ли в принципе наша страна провести огромную по масштабам, сложнейшую по технологиям и природным условиям, крайне затратную инвестиционную программу освоения арктических шельфов? Или целесообразно переориентироваться на серию локальных энергетических программ, имеющих целью обеспечить общую модернизацию, диверсификацию и на этой основе подъем экономики страны?