Вступление России в ВТО можно рассматривать как прорыв, но со многими неизвестными для экономики страны.
Любовь Попова. Архитектоническая живопись. Музей современного искусства в Нью-Йорке
Актовый зал Высшей школы экономики, где состоялась дискуссия по теме «Россия и ВТО – итоги и перспективы», не мог вместить всех желающих. Стулья приносили из соседних учебных аудиторий, но многим так и пришлось слушать почти двухчасовую дискуссию стоя.
Понятно, что событие для России, как теперь принято говорить, во многом знаковое. Ведь, как известно, Всемирная торговая организация (ВТО) создана с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств – членов ВТО и является правопреемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Идея ВТО заключается в снижении импортных тарифов и взаимном открытии рынков стран – членов организации. В основе ВТО – установление общих принципов международной торговли на принципах равноправия. Функции ВТО – контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО, наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споров между членами организации. Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с правилами организации.
Необходимо также учитывать, что вступление России в ВТО длилось 18 лет и не все связанные с этим вопросы оказались решенными даже после подписания соответствующего договора. А это, несомненно, отразится на предстоящих дебатах, связанных с ратификацией данного договора в Госдуме. Чтобы протокол о присоединении вступил в силу, российский парламент должен его ратифицировать в течение полугода. Крайний срок – до 15 июля 2012 года. Пакет документов для ратификации договора, вероятнее всего, будет внесен на рассмотрение Госдумы весной следующего года, а формальное участие в работе организации начнется скорее всего с сентября.
Надо сказать, что участники дискуссии в Высшей школе экономики сосредоточились главным образом на позитивных моментах присоединения России к ВТО. Это понятно, потому что в зале не оказалось представителей промышленности, которых данное присоединение и затрагивает главным образом. Надежды правительственных чиновников и ученых, задававших тон дискуссии, были обусловлены тем, как они понимали главные положительные последствия вступления России в ВТО. А это либерализация экономики и улучшение бизнес-климата. Естественно, что они исходили из того, что Россия не намерена оставаться сырьевой экономикой. Собственно говоря, вступление в ВТО, по сути дела, решает почти автоматически многие из заявленных российских проблем, поскольку модернизироваться мы будем вынуждены, чтобы просто выжить в условиях глобальной экономики. «У нас же модернизации не было – у нас были высокие цены на нефть, Путин и страх бизнеса перед всем, что вокруг. Как раз со вступления в ВТО начнется модернизация, настоящая, без булды», – сказал агентству ВВС научный руководитель НИУ – Высшая школа экономики Евгений Ясин. Он полагает, что вступление в ВТО поможет России диверсифицировать экономику и снизить зависимость от ценовых колебаний на нефть. «Мы не можем жить все время на нефти, поэтому надо научиться тому, чего мы не умеем, – полагает Ясин. – Для этого, собственно, имеет смысл вступать в ВТО. Экономика станет более конкурентоспособной, здоровой. Этого надо добиваться, нам это жизненно необходимо, потому что нам надо догонять Америку и Британию».
Вступление в ВТО поможет российским компаниям выйти на мировые рынки, многие из которых сейчас защищены от них пошлинами, квотами и ограничениями. Например, в условиях ВТО американские стальные квоты было бы преодолеть гораздо легче. По оценкам бывшего министра финансов Алексея Кудрина, присоединение к ВТО даст российской экономике дополнительно около 0,4% прироста в год, или 3–4% за 10 лет. «Больше сможем производить, больше рабочих мест и инвестиций. Потому что сможем торговать на других рынках более свободно, можем расширять производства более смело», – отметил Кудрин.
Однако, на самом деле, как эти изменения отразятся на нашей экономике, мы узнаем лет через 10, считает глава российской делегации на переговорах по ВТО Максим Медведков. Но сейчас, полагает он, надо прожить первые три–пять лет пока мы не начнем выполнять в полной мере взятые на себя обязательства и, самое главное, начнем эффективно использовать наши права. В любом случае для такой страны, как Россия, где доля внешней торговли в ВВП приближается вплотную к 40%, такой шаг далеко не безразличен.
Главный вопрос: что мы получаем? Вступление в ВТО улучшит деловой климат, считают как Ясин, так и многие другие экономисты. А почему он должен улучшиться? Всё ли, что сделано за последние годы в плане реформы нашего законодательства, дало позитивный эффект для российской экономики? Под влиянием разных причин, как считает Медведков, законодательство стало меняться в худшую для экономики сторону. А вот ВТО создает своего рода ограничения для такого маневра с законодательством в сторону ухудшения условий ведения бизнеса в России.
Второй плюс – состояние и транспарентность нашей законотворческой системы. Мы должны будем публиковать все проекты наших экономических актов. Это позволит все решения обсуждать и, таким образом, вырабатывать с учетом экономических интересов как бизнеса, так и граждан. Кстати, это как раз представляет собой требование нашего гражданского общества, выдвинутое на последних предпрезидентских митингах. И тут вступление в ВТО работает на благо России.
Следующий плюс – открытие внешних рынков. Мы давно живем в глобальной экономике, но наше участие сводится к поставке ресурсов. Открытие рынков – это возможность для расширения экспорта и создания дополнительных рабочих мест. Если Россия серьезно замахивается на рынки с высокой долей добавленной стоимости, рынки высокотехнологичной продукции, то ВТО дает нам возможность продавать там наши товары и услуги. Без ВТО нас никто никуда не пустит. Наш экспорт благодаря вступлению в ВТО возрастет на 150–200 млн. долл. в год.
И наконец, мы сможем участвовать в выработке правил мировой торговли и получим доступ к судебной системе, поскольку Россию дискриминируют, ограничивают ее доступ к рынкам, к которым мы ранее доступа не имели.
Негативный эффект вступления в ВТО для России заключается в тарифной сфере, импортной и экспортной. Единственный негативный эффект связан с поступающими в страну товарами. На промтовары импортные тарифы снизятся на 3%, а на сельскохозяйственные товары – на 4%. Сейчас 20%, а будет 16%. Правда, российской экономике предоставляется определенный адаптационный период. Для каждого сектора он разный: и для мебельной отрасли, и для авиации, и для сельского хозяйства, и для автопрома. Сам Медведков полагает, что наша промышленность этого не почувствует. Поскольку они затрагивают те товары, которые в нашей стране не производятся. По экспортным тарифам не затрагиваются бюджетообразующие отрасли.
Максим Медведков уверен, что в выигрыше останется сельское хозяйство, так как агропром получит серьезные конкурентные преимущества. В сфере услуг среди выигравших будут вся транспортная отрасль, кроме авиации, которая ВТО не регулируется, и связь. «Наиболее острая конкуренция будет в области машиностроения, химии, лекарств», – говорит Евгений Ясин. Больше всего выигрывают металлургические компании, а проигрывают – создатели компьютеров и их комплектующих. Импортные пошлины будут снижены незначительно, и российские компании – за счет укрепления курса рубля – смогут получить большую долю на внутреннем рынке, в то время как прибыль от экспортных продаж будет ниже.
Что означает вступление в ВТО для обычных людей? «[Простые люди почувствуют последствия] не скоро – где-то через 5–8 лет, – прогнозирует Евгений Ясин. – Если будет реальная конкурентная борьба, то большая часть граждан получит или удешевление товаров в рублях, приближение к европейским уровням, либо ничего особого не ощутит». За первые три года России в ВТО снизятся таможенные пошлины на товары повседневного спроса, но незначительно. На автомашины – с нынешних 30% до 25%, на технику и электронику – с 15 до 7–9%. Незначительно снизятся пошлины на импортные продукты. Больше всего предпосылок для снижения цен на лекарства: около 70% фармпрепаратов в российских аптеках – это импорт. В переходный период предполагается снизить размер пошлин с 15 до 5%, но в то же время не сразу, но исчезнут дешевые копии иностранных препаратов – правила ВТО запрещают производить так называемые дженерики.
Преобразования появятся и в сфере образования: со вступлением в ВТО зарубежные вузы получат право открывать в России свои филиалы. «У нас примерно половину вузов нужно закрыть, потому что они органически не в состоянии конкурировать. Надо найти форму, чтобы сохранять их в качестве научных центров на местах – без лицензии на выдачу дипломов», – считает Евгений Ясин.
У людей, работающих на нерентабельных предприятиях, появятся проблемы – их будут увольнять. «Это проблема, с которой обычно сталкиваются люди на Западе во время кризиса, а у нас просто cнижаются зарплаты и никого не увольняют. А тут более жесткие рыночные механизмы будут сказываться», – поясняет Ясин.
В беседе с агентством ВВС некоторое время тому назад представитель реальной экономики, глава рабочей группы Российского союза промышленников и предпринимателей по вступлению России в ВТО, генеральный директор холдинга «Северсталь-групп» Алексей Мордашов отметил следующие преимущества вступления России в ВТО:
«Вступать в ВТО России необходимо для того, чтобы получить реальные инструменты для борьбы с несправедливыми дискриминационными решениями торговых партнеров независимо от того, являются они «слабыми» или «сильными». Сегодня же, не являясь членом ВТО, Россия лишена возможности отстаивать свои интересы общепринятыми методами защиты, использовать институты разрешения споров, предусмотренные Всемирной торговой организацией. Так, в отличие от ЕС Россия не может бороться с решением США по ограничению импорта стали путем обжалования правомерности этого решения. Пока нам остается уповать лишь на политические методы воздействия, которые далеко не всегда являются эффективными».
Кроме того, продолжал он, уже сам ход переговорного процесса принес России определенные дивиденды, поскольку в стране более осмысленно стали относиться к тому, как дать импульс развитию сельского хозяйства, авиационной отрасли, автопрома. В частности, разрабатывая новую редакцию Таможенного кодекса, все отдавали себе отчет в том, что он должен соответствовать нормам ВТО.
Именно переговоры о вступлении в ВТО во многом повлияли на реформу валютного законодательства, законодательной базы, касающейся системы стандартизации и ряда других законов.
Кроме того, Россия станет полноправным участником мировой торговли и получит возможность участвовать в формировании ее правил, а российские предприятия, главным образом экспортеры, смогут пользоваться существующими в ВТО механизмами по защите своих интересов на внешних рынках.
Сегодня во многих секторах экономики существуют ограничения по доступу иностранных компаний, но на ситуацию на рынке они влияют мало. С другой стороны, со временем и существующая защита нашего рынка будет постепенно снижаться.
По логике, некоторым предприятиям может быть трудно. Однако если начинать анализировать ситуацию, то следует вспомнить, что Россия будет вступать в ВТО не так, что сегодня мы вне ВТО, а завтра – в ВТО.