Исполнительный директор Национальной премии "Серебряный Лучник" Надежда Явдолюк представляет свое детище.
Фото Виктора Адаменко
Вопрос энерговыживания энергодефицитных регионов актуален для многих российских городов и областей. В частности, и для Москвы, и Московской области, и ряда других областей, которых насчитывается на сегодня 48. Самый простой способ снизить нехватку электроэнергии состоит в том, чтобы как можно меньше ее потреблять. Но для этого прежде всего необходимы соответствующие приборы учета и контроля. Однако проблема энергоэффективности связана не только с решением чисто технических вопросов – это прежде всего вопрос переустройства образа мышления обыкновенных людей. Она состоит в том, что внедрение энергоэффективных технологий в повседневную жизнь достаточно дорого и, чтобы этим заняться, человек должен быть убежден в необходимости такого шага. Жилой сектор занимает достаточно солидную долю (15 и более процентов) в потреблении тепловой и электрической энергии, и снижение ее представляет собой одну из важных задач по повышению энергоэффективности российской экономики.
В этом плане пропаганда энергосбережения является логичным шагом для воздействия на людей в нужном для экономики энергоэффективном направлении.
Но главной проблемой в этом отношении является поиск методов воздействия на общество в нужном направлении. Два проекта, отмеченные национальной премией «Серебряный Лучник», были связаны с разработкой такой методики. Они вошли в 50 лучших проектов, награжденных этой премией. Реализация таких проектов, состоявшаяся несколько лет тому назад, свидетельствует об эффективности такого подхода и может служить хорошим примером для других лидеров отрасли.
Одна из кампаний была разработана ЗАО «КЭС» (Комплексные энергетические системы). Задача была поставлена так: привлечь внимание СМИ к теме энергоэффективности и энергосбережения, создать публичное мероприятие, участие в котором станет нематериальным поощрением для юридических лиц – потребителей тепловой и электрической энергии, а также создать серию информационных поводов, позволяющих удерживать внимание широких кругов общественности и СМИ на теме энергоэффективности в течение всего года.
Анонсирование проекта «Конкурс энергетического сотрудничества» состоялся в рамках межрегиональной видеоконференции для СМИ «Энергоэффективность – залог успешного развития». Ее главный тезис состоял в том, чтобы не только повышать эффективность использования энергоресурсов на своих предприятиях – модернизировать оборудование, внедрять самые эффективные, самые современные технологии на производство, строить новые электростанции, – но и способствовать внедрению культуры эффективного потребления энергии в России. Одновременно с конкурсом стартовала акция «30 дней энергосбережения», в ходе которой были использованы СМИ для рассказа рядовым потребителям о способах сбережения электрической и тепловой энергии в домашних условиях и о том, как это поможет снизить расходы на коммунальные услуги и способствовать сохранению природы.
Несколько иной подход к реализации данной задачи продемонстрировала Ярославская область. Дело в том, что экономика области характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями по России. Кроме того, известно, что Ярославская область располагает ограниченными запасами собственных традиционных топливных ресурсов и является энергодефицитной. Под этим углом зрения энергосбережение в настоящее время представляет собой важнейший энергетический ресурс, использование которого позволит повысить уровень и качество обеспечения в регионе. За счет активного энерго- и ресурсосбережения можно решать не только экономические, но также экологические, научно-технические и социальные проблемы области.
В информационное поле событий были включены более 200 тыс. человек. Среди них как журналисты местных СМИ, специализирующиеся на проблемах ЖКХ, так и представители органов местного самоуправления, управляющих компаний и жители региона, которые непосредственно участвовали в установке приборов учета, прежде всего водоснабжения, в своих квартирах. Конечно, акция решала довольно ограниченный круг задач, к главным из которых относилась пропаганда среди населения региона необходимости установки приборов учета и формирование общественного мнения о важности и необходимости энергосбережения. В этом плане основным средством решения намеченного круга задач были местные СМИ, через которые проходило общение с подписчиками. Важным моментом в этом плане являлась обратная связь, которая осуществлялась через журналистов, проводивших опросы и организовавших для своих подписчиков горячую линию. Журналистам предстояло выяснить, с какими проблемами сталкиваются жители региона при установке счетчиков в своих квартирах и какие вопросы им приходится решать. Это позволяло оценить реальное состояние дел в регионе. С точки зрения Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов цели проекта были достигнуты, была создана уникальная база данных по реальной обстановке на территории муниципальных образований области по установке приборов учета, рост количества домохозяйств, установивших такие приборы учета, достиг 50%. Такой результат можно оценить как весьма позитивный, если учесть новизну постановки данной проблемы для региональной глубинки.