Президент США Барак Обама придал вопросам экологии федеральное звучание.
Фото Reuters
«Зеленая» революция шагает по планете. Национальные программы по выходу из экономического кризиса, разработанные в 2009–2010 годах, особенно наглядно демонстрируют потенциал и роль «зеленых» технологий в национальной и мировой экономике. В 2009-м Европейский союз направил 59% стоимости всех антикризисных мер в «чистые» технологии и отрасли, Китай – 38%, а Южная Корея стала абсолютным лидером с показателем 81%.
Климат меняется – с этим утверждением мало кто поспорит. С изменениями климата связан целый набор проблем и противоречий современной мировой экономики: обостряющийся дефицит пресной воды и продовольствия, проблема стихийных бедствий и эпидемий и связанная с этим миграция. Будущий вектор развития и мировая конкурентоспособность ключевых отраслей в экономике каждой страны, таких как энергетика и энергостроение, автомобилестроение, самолетостроение и сельское хозяйство, также зависят от климатической политики правительства и конкретных программ поддержки, направленных на ее реализацию.
Кто виноват и что делать?
Попытки определить, виноват ли человек в изменении климата на планете, кажутся бесплодными. Один из ключевых принципов Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) гласит: недостаточная научная определенность не должна использоваться в качестве причины для отсрочки принятия мер, направленных на предотвращение или сведение к минимуму причин изменения климата и смягчение его отрицательных последствий.
Последние 10–12 лет страны Евросоюза, Япония, а чуть позднее США, Китай, Индия попытались разработать механизмы государственной поддержки, выработать законодательную базу для развития «чистых» и ресурсосберегающих технологий и решений в энергетике, автомобилестроении, производстве строительных материалов, водообеспечении и переработке отходов.
Государственная политика – основа основ
Согласно словам Акима Штайнера, заместителя генерального секретаря ООН, общий эффект от постановки целей на государственном уровне, оказания законодательной поддержки и выделения средств на возобновляемые источники энергии выражается в продолжающемся росте альтернативной энергетики и приближает остро необходимую трансформацию мировой энергетической системы.
Значение государственной поддержки трудно переоценить, именно с первых программ, принятых в 1990-х годах в Японии, Германии, Дании, началось развитие коммерческого рынка альтернативной энергетики. Первые программы поддержки солнечной энергии появились в Японии, это программа «70 000 солнечных крыш» 1994 года, в Германии это программа «100 000 солнечных крыш» 1999 года, с тех пор обе страны уверенно держатся в пятерке стран с самым большим количеством солнечных батарей.
Основные формы поддержки сектора возобновляемой энергии перечислены в таблицах 1 и 2. Как показывают практика и анализ eвропейского опыта, «зеленые» тарифы являются наиболее эффективной мерой для придания ускорения сектору альтернативной энергетики.
Так называемая чистая индустрия, направленная на сокращение выбросов парниковых газов, включает в себя большое количество технологий и затрагивает множество отраслей. В настоящее время основное внимание уделяется энергетике и снижению выбросов СО2 за счет увеличения энергоэффективности, доли возобновляемых источников энергии и распространения «умных» технологий (концепция Smart Grid) в электросетях. Ведь именно на сектор энергетики приходится основная масса выбросов антропогенных парниковых газов.
Германия впереди планеты всей
Германию смело можно назвать первопроходцем в развитии возобновляемой энергетики. Немецкий закон о возобновляемых источниках энергии, введенный в действие в 2000 году, придал необходимый импульс развитию альтернативной энергетики не только в Европе, но и по всему миру. Основной механизм закона – «зеленые» тарифы, дифференцированные по технологиям и уменьшающиеся с течением времени. Закон выступает в качестве инструмента для реализации амбициозных целей, направленных на повышение:
– доли возобновляемого электричества до 35% к 2020 году и 80% к 2050 году;
– доли возобновляемой первичной энергии до 18% к 2020 году, до 30% к 2030 году и до 60% к 2050 году;
– энергоэффективности с тем, чтобы к 2050 году потреблять не более 50% от показателей 2008 года.
Германия комплексно подошла к решению проблемы, максимально упростив решение административных и юридических вопросов, таких как получение разрешения на присоединение к сетям, согласие экологов и органов местного самоуправления и т.д. В результате в 2010 году она занимала 1-е место по вводу мощностей солнечной и 3-е место – по ветряной энергии в мире.
Развитие альтернативной энергетики способствовало появлению новых рабочих мест, стимулировало экономическое развитие страны и закрепило лидерство немецких компаний в динамично развивающейся индустрии «зеленых» инноваций.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель находится под давлением избирателей в вопросе отказа от АЭС. |
Великобритания приручает энергию ветра и моря
До 2010 года в Великобритании оперировала система квот (ROC – Renewable Obligation Certificate), согласно которой часть поставляемого энергетическими компаниями электричества должна быть «зеленой». Данная система была введена в 2002 году, но показала себя малоэффективной ввиду наличия бюрократических проволочек в процессе согласования проектов с населением, что могло затянуть начало строительства объектов на несколько лет.
В 2010 году для некоторых видов возобновляемой энергии были введены «зеленые» тарифы, что немедленно оживило рынок. Например, тарифы на солнечную энергию привели к буму на рынке солнечных батарей и услуг по их установке, несмотря на то что Великобританию нельзя назвать самой солнечной страной в Европе.
Море – один из самых значительных источников возобновляемой энергии в Великобритании. Развитие шельфовой ветроэнергетики, а также технологии по энергии волн, приливов и отливов – именно на эти направления альтернативной энергетики делает ставку правительство страны. В долгосрочной перспективе программа включает в себя создание новых рабочих мест в стране и экспорт технологий и ноу-хау.
США – действуй локально
Уклонившись от ратификации Киотского протокола, США тем не менее не остались в стороне от «зеленого» марша. Штаты, муниципалитеты и компании создавали собственные программы и инициативы по поддержке и развитию энергосбережения и возобновляемой энергетики. После прихода к власти Барака Обамы принципы климатической политики поднялись с регионального на федеральный уровень.
План Обамы–Байдена «Новая энергия для Америки» ставит целью достичь 10% уровня возобновляемого электричества от общего производимого в стране к 2012 году и 25% к 2025 году. На содействие частным инициативам по строительству «чистого» будущего планируется выделить 150 млрд. долл. из федеральных средств. Еще около 50 млрд. долл. планируется инвестировать в «чистую» энергетику в рамках антикризисного плана «Создание рабочих мест с использованием чистой эффективной американской энергетики».
Таблица 3 рассматривает типы законодательных инициатив в ключевых штатах.
Китай – время строить мельницы и солнечные батареи
Энергия солнца уже давно пользуется большой популярностью в Китае. Обеспечив весь мир солнечными батареями, а заодно снизив себестоимость их производства, китайские производители обратились к ветряной энергии. Насытив ветряными турбинами внутренний рынок, а заодно и приобретя опыт в производстве этого технологически непростого оборудования, китайские производители в скором времени будут готовы составить серьезную конкуренцию традиционным игрокам из Европы и США на их территории.
В марте 2011 года правительство Китая выпустило 12-й план развития страны на ближайшую пятилетку с 2011 по 2015 год. Согласно плану, уровень производства энергии из возобновляемых источников планируется довести до 9,5% от всех потребляемых энергоресурсов к 2015 году. Приоритетной является солнечная энергия, это подтверждается введением в 2011 году «зеленых» тарифов на этот вид энергии. Эта инициатива способна превратить Китай не только в самого крупного производителя солнечных батарей, но и в самого значительного их потребителя. Не менее агрессивные цели поставлены и для ветряной энергии. Согласно плану, планируется резкий рост проектов по ветряной энергии с текущих 13,9 ГВт до 100 ГВт в 2015 году.
Россия – робкие шаги к чистому будущему
На фоне стремительного развития новой модели энергетики в мире Россия выглядит спящим гигантом. В 2008 году Росгидромет совместно с Российской академией наук опубликовал «Оценочный доклад об изменениях климата на территории Российской Федерации и их последствиях», одним из выводов которого было признание необходимости расширения работ по созданию технологий, способствующих уменьшению глобального изменения климата, а также работ, направленных на повышение энергосбережения, развитие возобновляемых источников энергии и разработку технологий улавливания и захоронения антропогенных парниковых газов.
Потенциал сокращения энергоемкости экономики России огромен, по некоторым оценкам, реализация мер по увеличению энергоэффективности в энергетике, строительстве, недвижимости, промышленности и на транспорте может сэкономить значительную часть потребляемой энергии. Климатическая доктрина России, опубликованная в декабре 2009 года, лишь первый и очень маленький шаг на пути реализации данного потенциала. В апреле 2011 года был опубликован «План действий по выполнению климатической доктрины», однако он не обеспечен ни деньгами, ни ресурсами.
Государственная программа по энергосбережению может рассматриваться в качестве основного инструмента климатической политики России в настоящий момент. Лишь она поддерживается средствами из федерального и муниципального бюджетов и призвана снизить энергоемкость ВВП на 40% до 2020 года.
Также в 2009 году были разработаны шесть инициатив: «Считай, экономь и плати», «Новый свет», «Энергоэффективный город», «Энергоэффективная социальная сфера» и «Малая комплексная энергетика», в рамках которых были проведены пилотные проекты для отработки методологии, технических решений, организационных схем, типовых договоров и финансовых моделей.
Применения на практике опыта, приобретенного в рамках пилотных проектов, к сожалению, не произошло по ряду причин, среди которых: недостаток финансирования, координации, организации, мотивации, отсутствие опыта привлечения к проектам независимых финансовых институтов и низкая экологическая культура населения.
Для решения этих проблем было создано Российское энергетическое агентство, целью которого является всесторонняя поддержка и координация региональных усилий по практической реализации закона об энергоэффективности. Для преодоления проблем с финансированием проектов по повышению энергоэффективности планируется создать федеральную энергосервисную компанию, которая финансово поддержит проекты по энергосбережению.
Ряд общественных организаций, таких как Российский социально-экологический союз, наряду с региональными центрами по энергосбережению занимается образованием населения в вопросах экономии энергии. А это и является отправной точкой для качественных изменений – желание каждого из нас жить в чистой среде и знать, что наша деятельность не наносит вреда окружающей среде.
Таблица 1. Основные меры поддержки альтернативной энергетики | |
Ценовые механизмы | Количественные механизмы |
«Зеленые» тарифы | Обязательные установленные объемы производства «зеленой» энергии с «зелеными» сертификатами |
Финансовое стимулирование | |
Инвестиционные гранты | |
Тендерные схемы | |
Алина Бахарева, аналитик Frost & Sullivan |
Таблица 2. Как работают механизмы поддержки | |||
«Зеленые» тарифы | Объемы + сертификаты | Тендерные схемы | Финансовое стимулирование |
Возобновляемая энергия может быть продана оператору по гарантированному на определенный период времени тарифу Тарифы могут быть фиксированными или определяться как премиум к рыночной цене | На каждую единицу выработанной «зеленой» энергии производитель получает «зеленый» сертификат, который может свободно продать, получив дополнительный доход | Устанавливается цель по введению новых мощностей или выработке энергии Посредством тендера участник с наименьшими планируемыми издержками получает финансовую поддержку (например, в форме долгосрочного «зеленого» тарифа) | Освобождение от налогов или их уменьшение Инвестиционные гранты (уменьшение капитальных затрат) |
Таблица 3. Основные меры поддержки в некоторых штатах США | |||
Штат | Система «объемы + сертификаты» | Обязательства по установке двунаправленных счетчиков | Обязательства по подсоединению к сетям |
Калифорния | 1-Ш | 1-Ш, 1-К | 2-Ш, 7-Л |
Коннектикут | 1-Ш | 1-Ш | |
Флорида | 1-Л | 1-Ш | 1-Ш, 1-Л |
Мен | 1-Ш | 1-Ш | 2-Ш |
Нью-Мексико | 1-Ш | 1-Ш, 1-Л | 1-Ш |
Нью-Йорк | 1-Ш, 1-К | 1-Ш, 1-К | 1-Ш |
Техас | 1-Ш, 1-Л, 1-К | 3-К | 1-Ш, 1-Л |
Вашингтон | 1-Ш | 1-Ш, 1-К | 1-Ш |
Программа на уровне: (число – кол-во программ) Ф – федеральном, Ш – штата, Л – локальная, К – на уровне компании |