0
3155
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

08.11.2011 00:00:00

Новые маршруты для нефти

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов - доктор политических наук, руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем.

Тэги: баку, украина, нефть


баку, украина, нефть Нефть превращает Баку в современную метрополию.
Фото Reuters

В последнее время Азербайджан вынашивает амбициозные планы по расширению географии маршрутов поставок добываемой нефти на европейский рынок. К уже действующим маршрутам Баку–Тбилиси–Джейхан, Баку–Супса и Баку–Новороссийск Азербайджан хотел бы добавить маршрут через украинскую территорию.

Содействовать реализации совместных планов Украины и Азербайджана должно соглашение «О мерах по развитию сотрудничества в области транспортировки нефти по территории Украины». Представители двух стран сделали ряд смелых заявлений, призванных продемонстрировать серьезность намерений. В начале октября заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Сергей Чех сообщил, что Украина готова обеспечить прокачку 16–20 млн. тонн азербайджанской нефти по своей территории, в том числе транзитом 13–17 млн. тонн. Перевалку нефти украинские власти планируют осуществлять через морской торговый порт «Южный». Далее азербайджанская нефть будет поступать в украинский нефтепровод Одесса–Броды, который должен заработать в аверсном направлении.

Следует отметить, что в начале текущего года Одесса–Броды получил шанс заработать в аверсном режиме. В конце 2010 года Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) и Белорусская нефтяная компания договорились о поставках нефти на Мозырский НПЗ. Азербайджан должен был поставлять свою нефть из порта Супсы в порт Одессы, а украинская компания «Укртранснафта» обеспечить транспортировку по трубопроводу Одесса–Броды и далее в Белоруссию. Ожидалось, что объем транспортируемой нефти составит 8–9 млн. тонн, а в 2012 году достигнет 10 млн. тонн. В январе 2011 года первая партия азербайджанской нефти в объеме 600 тыс. баррелей прибыла в порт Одессы. Затем в Украину прибыли еще четыре танкера с азербайджанской нефтью, и начался процесс освобождения трубопровода от российского сырья, которое ранее транспортировалось в направлении Одессы. Однако потом правительство Белоруссии обратилось к Азербайджану с просьбой уменьшить объемы поставок. Официальная причина – начало планового ремонта на Мозырском НПЗ, который должен был продлиться до июля. В результате Белоруссия прекратила импорт нефти по действующему договору с ГНКАР, оставив нефтепровод Одесса–Броды как без российской, так и без азербайджанской нефти.

Сотрудничество Киева и Баку активизировали заявления Азербайджана о возможном дефиците нефтетранспортной инфраструктуры, необходимой для поставок каспийской нефти на европейский рынок. В частности, еще в 2008 году ГНКАР опубликовала прогноз добычи нефти. Согласно предоставленным данным, в 2011–2015 годах ежегодный объем добычи должен быть доведен до 67 млн. тонн. При этом уровень добычи самой ГНКАР на протяжении многих лет должен оставаться практически неизменным – на уровне 8,6 млн. тонн нефти в год. Кроме того, Азербайджан пока не может обеспечить загрузку уже действующих трубопроводов. Речь идет о нефтепроводах Баку–Супса мощностью 10 млн. тонн нефти в год, Баку–Новороссийск мощностью 5 млн. тонн и Баку–Тбилиси–Джейхан с проектной мощностью 50 млн. тонн нефти в год. В итоге максимальный экспортный потенциал Азербайджана составлял 65 млн. тонн. Это означало, что в ближайшие годы азербайджанской нефти для украинской трубы нет, не говоря уже о том, чтобы сделать проект Одесса–Броды рентабельным.

Тем не менее интерес Баку к украинскому нефтепроводу положительно воспринимают в Киеве, который хотел бы усилить свои транзитные позиции в транспортировке каспийской нефти. Для этого Украине необходимо достроить участок нефтепровода до Плоцка (Польша) и далее до Гданьска с терминалом в этом порту. По самым оптимистичным подсчетам, на разработку проекта и само строительство трубопровода до Плоцка – а именно этот проект означал создание полноценного маршрута транспортировки – необходимо около трех лет.

Несмотря на нерешенность многих вопросов и неясные перспективы с прокачкой углеводородного сырья, в Киеве не оставляют идею стать трубопроводным мостом между Каспийским регионом и Европой. В этом направлении Украина ведет свою геополитическую игру, основной смысл которой сводится к максимально широкому участию в различных, в том числе и конкурирующих, трубопроводных проектах.

Ключевые факторы, которые не позволяли на протяжении многих лет достроить нефтепровод Одесса–Броды, не изменились. По-прежнему основной причиной, которая препятствует работе трубопровода в прямом направлении, является отсутствие свободных и доступных объемов каспийской нефти.

Усиление политической активности между Баку и Киевом вновь поставило вопрос об источниках финансирования строительства участка нефтепровода Одесса–Броды до Гданьска. Однако Украина и Польша ограничиваются политической поддержкой данного трубопровода, не располагая возможностями для финансирования данного проекта. ЕС в силу финансовых трудностей также не готов выделить средства для достройки трубопровода. Азербайджан хотя и заявил о готовности рассмотреть возможность профинансировать достройку трубопровода, но тоже пока ограничивается политической поддержкой. Интерес к поставкам азербайджанской нефти через украинскую территорию проявляют Белоруссия и Польша. Эти страны по-прежнему привлекают возможность транзита каспийских углеводородов. В итоге перспективные планы в отношении Одесса–Броды пока основаны на политических договоренностях, которые не учитывают многих факторов, прежде всего связанных с уровнем добычи нефти на Каспии. Расчеты по заполнению планируемого трубопровода до Плоцка строятся на прогнозах добычи энергетических ресурсов, которые должны добываться на Каспии в будущем.

Западный вектор поставок углеводородных ресурсов открыл для Баку новые геополитические и транспортные возможности и в то же время сделал его зависимым от политической ситуации в странах-транзитерах и от получателей сырья в Европе. Как показывает практика, никакие межправительственные комиссии, соглашения и договоренности не могут быть реализованы, если отсутствуют свободные объемы углеводородных ресурсов и их потребители. В этом кроется причина того, что договоренности между Баку и Киевом не продвигаются, оставаясь политическими декларациями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
636
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2361
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1566
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1192

Другие новости