Нефть превращает Баку в современную метрополию.
Фото Reuters
В последнее время Азербайджан вынашивает амбициозные планы по расширению географии маршрутов поставок добываемой нефти на европейский рынок. К уже действующим маршрутам Баку–Тбилиси–Джейхан, Баку–Супса и Баку–Новороссийск Азербайджан хотел бы добавить маршрут через украинскую территорию.
Содействовать реализации совместных планов Украины и Азербайджана должно соглашение «О мерах по развитию сотрудничества в области транспортировки нефти по территории Украины». Представители двух стран сделали ряд смелых заявлений, призванных продемонстрировать серьезность намерений. В начале октября заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Сергей Чех сообщил, что Украина готова обеспечить прокачку 16–20 млн. тонн азербайджанской нефти по своей территории, в том числе транзитом 13–17 млн. тонн. Перевалку нефти украинские власти планируют осуществлять через морской торговый порт «Южный». Далее азербайджанская нефть будет поступать в украинский нефтепровод Одесса–Броды, который должен заработать в аверсном направлении.
Следует отметить, что в начале текущего года Одесса–Броды получил шанс заработать в аверсном режиме. В конце 2010 года Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) и Белорусская нефтяная компания договорились о поставках нефти на Мозырский НПЗ. Азербайджан должен был поставлять свою нефть из порта Супсы в порт Одессы, а украинская компания «Укртранснафта» обеспечить транспортировку по трубопроводу Одесса–Броды и далее в Белоруссию. Ожидалось, что объем транспортируемой нефти составит 8–9 млн. тонн, а в 2012 году достигнет 10 млн. тонн. В январе 2011 года первая партия азербайджанской нефти в объеме 600 тыс. баррелей прибыла в порт Одессы. Затем в Украину прибыли еще четыре танкера с азербайджанской нефтью, и начался процесс освобождения трубопровода от российского сырья, которое ранее транспортировалось в направлении Одессы. Однако потом правительство Белоруссии обратилось к Азербайджану с просьбой уменьшить объемы поставок. Официальная причина – начало планового ремонта на Мозырском НПЗ, который должен был продлиться до июля. В результате Белоруссия прекратила импорт нефти по действующему договору с ГНКАР, оставив нефтепровод Одесса–Броды как без российской, так и без азербайджанской нефти.
Сотрудничество Киева и Баку активизировали заявления Азербайджана о возможном дефиците нефтетранспортной инфраструктуры, необходимой для поставок каспийской нефти на европейский рынок. В частности, еще в 2008 году ГНКАР опубликовала прогноз добычи нефти. Согласно предоставленным данным, в 2011–2015 годах ежегодный объем добычи должен быть доведен до 67 млн. тонн. При этом уровень добычи самой ГНКАР на протяжении многих лет должен оставаться практически неизменным – на уровне 8,6 млн. тонн нефти в год. Кроме того, Азербайджан пока не может обеспечить загрузку уже действующих трубопроводов. Речь идет о нефтепроводах Баку–Супса мощностью 10 млн. тонн нефти в год, Баку–Новороссийск мощностью 5 млн. тонн и Баку–Тбилиси–Джейхан с проектной мощностью 50 млн. тонн нефти в год. В итоге максимальный экспортный потенциал Азербайджана составлял 65 млн. тонн. Это означало, что в ближайшие годы азербайджанской нефти для украинской трубы нет, не говоря уже о том, чтобы сделать проект Одесса–Броды рентабельным.
Тем не менее интерес Баку к украинскому нефтепроводу положительно воспринимают в Киеве, который хотел бы усилить свои транзитные позиции в транспортировке каспийской нефти. Для этого Украине необходимо достроить участок нефтепровода до Плоцка (Польша) и далее до Гданьска с терминалом в этом порту. По самым оптимистичным подсчетам, на разработку проекта и само строительство трубопровода до Плоцка – а именно этот проект означал создание полноценного маршрута транспортировки – необходимо около трех лет.
Несмотря на нерешенность многих вопросов и неясные перспективы с прокачкой углеводородного сырья, в Киеве не оставляют идею стать трубопроводным мостом между Каспийским регионом и Европой. В этом направлении Украина ведет свою геополитическую игру, основной смысл которой сводится к максимально широкому участию в различных, в том числе и конкурирующих, трубопроводных проектах.
Ключевые факторы, которые не позволяли на протяжении многих лет достроить нефтепровод Одесса–Броды, не изменились. По-прежнему основной причиной, которая препятствует работе трубопровода в прямом направлении, является отсутствие свободных и доступных объемов каспийской нефти.
Усиление политической активности между Баку и Киевом вновь поставило вопрос об источниках финансирования строительства участка нефтепровода Одесса–Броды до Гданьска. Однако Украина и Польша ограничиваются политической поддержкой данного трубопровода, не располагая возможностями для финансирования данного проекта. ЕС в силу финансовых трудностей также не готов выделить средства для достройки трубопровода. Азербайджан хотя и заявил о готовности рассмотреть возможность профинансировать достройку трубопровода, но тоже пока ограничивается политической поддержкой. Интерес к поставкам азербайджанской нефти через украинскую территорию проявляют Белоруссия и Польша. Эти страны по-прежнему привлекают возможность транзита каспийских углеводородов. В итоге перспективные планы в отношении Одесса–Броды пока основаны на политических договоренностях, которые не учитывают многих факторов, прежде всего связанных с уровнем добычи нефти на Каспии. Расчеты по заполнению планируемого трубопровода до Плоцка строятся на прогнозах добычи энергетических ресурсов, которые должны добываться на Каспии в будущем.
Западный вектор поставок углеводородных ресурсов открыл для Баку новые геополитические и транспортные возможности и в то же время сделал его зависимым от политической ситуации в странах-транзитерах и от получателей сырья в Европе. Как показывает практика, никакие межправительственные комиссии, соглашения и договоренности не могут быть реализованы, если отсутствуют свободные объемы углеводородных ресурсов и их потребители. В этом кроется причина того, что договоренности между Баку и Киевом не продвигаются, оставаясь политическими декларациями.