0
6403
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

20.06.2011 00:00:00

Альтернативный вариант поставок

Олег Толочкин

Об авторе: Олег Юрьевич Толочкин - начальник отдела управления проектами ЗАО "Консалтингово-инновационная компания "Сервис ВМФ".

Тэги: газ, транспортировка


газ, транспортировка Каргосистема для компримированной газовой жидкости (CGL).
Рисунок автора

В начале весны премьер-министр Владимир Путин поручил министру энергетики Сергею Шматко изучить возможность и целесообразность создания завода СПГ на Черноморском побережье России. 17 марта на заседании правительства Шматко сообщил, что Минэнерго «ведет проработку нескольких альтернативных вариантов транспортировки газа в рамках проекта «Южный поток». Помимо СПГ и подводного трубопровода рассматривается вариант челночных поставок охлажденного газа по технологии LNG Lite≥ в пределах Черного моря. Что же такое LNG Lite≥?

Стоимость транспортировки природного газа (ПГ), как правило, превосходит стоимость его добычи и является важнейшим звеном в индустрии. В настоящее время реализованы две технологии транспортировки ПГ – трубопроводная и морской транспорт СПГ, каждая из которых на современном этапе представляет отдельную отрасль. Кроме этого уже давно рассматриваются технологии морской транспортировки компримированного природного газа (CNG).

В 2007 году SeaOne Maritime Corp. (США) получила одобрение Американского бюро судоходства (ABS) на грузовую судовую систему технологии LNG Lite≥. Данная технология предполагает транспортировку газа как трубопроводного состава, так и фракционированных продуктов, включающих помимо метана и этана пропано-бутановую фракцию. Ключевой в LNG Lite≥ является технология компримированной газовой жидкости, представляющая собой процесс сжижения, в котором к природному газу добавляется абсорбирующий наполнитель (жидкий этан, пропан, бутан или их смесь), позволяющий ему перейти в жидкое состояние при температуре минус 40╠ С и давлении 100 бар (102 ат). Объем природного газа при этом может быть уменьшен в 300 раз (для сравнения: при сжижении по обычной технологии СПГ объем газа уменьшается в 600 раз).

SeaOne Maritime Corp. утверждает, что технология сжижения CGL≥ на 60% энергоэффективнее, чем принятое для морского транспорта СПГ классическое сжижение ПГ.

Слабой стороной является высокая металлоемкость танкеров LNG Lite≥. Грузовая судовая система (каргосистема) для компримированной газовой жидкости (CGL) состоит из секций 42-дюймовых труб, соединенных между собой горизонтально и помещенных в специальную поддерживающую единую структуру. В результате для строительства танкеров потребуется большое количество дорогой высококачественной стали; кроме того, эффективная грузовместимость будет ниже, чем у танкеров СПГ, что приведет к необходимости строительства большего флота и определенному удорожанию проекта. В то же время благодаря тому что танкер (исключая каргосистему) является обычным грузовым судном, нет никаких препятствий для строительства подобных судов в России.

К сильным сторонам технологии можно отнести существенно меньшие, чем при использовании СПГ, капитальные затраты на этапе подготовки, сжижения и регазификации, включая меньшие потери ПГ для внутренних нужд. Кроме того, LNG Lite≥ дает возможность вывозить сразу и природный газ, и пропано-бутановую фракцию, что позволит эффективно разрабатывать небольшие и средние офшорные месторождения, имеющие условно-промышленные запасы. Не менее привлекательной является заявленная разработчиками возможность транспортировки природного газа непосредственно с морских месторождений при минимальной предварительной подготовке ПГ, в том числе с наименьшим расходом энергии.

SeaOne Maritime Corp. уже спроектировала специальные баржи, предназначенные для производства и хранения CGL≥. Предполагается, что в челночном транспортном модуле баржа с оборудованием для подготовки газа по технологии CGL≥ помещается непосредственно на месторождении, что позволяет избежать строительства традиционных дорогостоящих платформ, а заменить их подводным добычным комплексом. При этом устьевой газ загружается с месторождения на баржу, где проходит подготовку и сжижение.

В России наиболее перспективно выглядят для такой схемы месторождения Баренцева и Печорского морей, за исключением гигантских месторождений, таких как Штокмановское ГКМ. Удельная стоимость заводов СПГ растет по мере уменьшения их мощности, тогда как LNG Lite≥ лишен подобного недостатка и может быть существенно более эффективным при годовой добыче до 5 млрд. куб. м/год. По заявлениям разработчика концепции компании SeaOne, технология является экономически эффективной при использовании ее на месторождениях с запасами 85 млрд. куб. м газа при ежегодных поставках 3 млн. тонн компримированной газовой жидкости на протяжении 10–15 лет.

Транспортировка СПГ в сравнении с трубопроводами выглядит более привлекательно при протяженности маршрутов от 3000 км и более, трубопровод выигрывает на более коротких дистанциях. LNG Lite≥ может занять нишу между этими технологиями. SeaOne Maritime Corp. заявляет об эффективности при расстояниях транспортировки от 100 до 5500 км. Рассматриваемый сейчас вариант создания завода СПГ на Черноморском побережье России и доставки СПГ в Румынию или Болгарию с последующими поставками в Европу по трубопроводу наверняка значительно уступает варианту «Южного потока» с прокладкой трубопровода по дну Черного моря. При расстояниях транспортировки около 800 км трубопровод значительно выгоднее, а вот LNG Lite≥ за счет более низких потерь на сжижение может оказаться сопоставим по стоимости с трубопроводом. В числе преимуществ использования новой технологии для создания транспортного коридора следует отметить, что в этом случае отпадает необходимость получения разрешения Украины или Турции на реализацию проекта, которое необходимо для прокладки трубопровода. Кроме того, использование технологии морской транспортировки придаст логистической схеме большую гибкость: если трубопровод ставит Россию в зависимость от Болгарии или Румынии (пока неизвестно, какой вариант прокладки трубопровода будет выбран), то морской транспорт позволяет в случае необходимости осуществить и прямую поставку на рынки Европы, например в Италию. Дело в том, что существующие терминалы регазификации СПГ могут быть легко приспособлены для выгрузки и регазификации компримированной газовой жидкости.

Благоприятно выглядит LNG Lite≥ и с экологической точки зрения: при производстве компримированной газовой жидкости, по меньшей мере, в 3 раза меньше выбросов в атмосферу, чем при производстве СПГ. В случае разливов углеводороды быстро испаряются, не принося заметного вреда окружающей среде.

Отдельно стоит отметить вопрос, связанный с пошлиной на природный газ. Как известно, поставки СПГ не облагаются 30-процентной экспортной пошлиной. Если компримированная газовая жидкость будет признана сжиженным природным газом и получит такие же преференции, это может сделать вариант с использованием LNG Lite≥ конкурентоспособным с трубопроводными поставками природного газа, например, по «Южному потоку».

Технология LNG Lite≥ выглядит перспективно и в сочетании с планируемыми газовыми трубопроводами и проектами СПГ, так как, вероятно, может быть способна увеличить гибкость и эффективность поставок природного газа ОАО «Газпром».

Однако до настоящего времени, по имеющейся информации, танкеры LNG Lite≥ не признаны квалификационными обществами, и, следовательно, нельзя говорить о конкретных сроках внедрения и реальной эффективности такой морской транспортировки ПГ в сравнении с уже существующим транспортом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1150
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
722
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
502
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
722

Другие новости