Современное ведение бизнеса обязывает быть в курсе последних новостей, мировых и российских, политических и экономических событий. Сегодня обладание необходимой информацией является неотъемлемой частью делового человека. Без получения всеобъемлющей информации о потреблении тех или иных товаров или услуг: предпочтениях, тенденциях, перспективах, основных игроках на рынках – не принимается ни одно решение.
Однако так было не всегда. Еще сто лет назад не проводилось никаких регулярных исследований потребителей. В XX веке по мере роста промышленного производства, укрупнения предприятий и консолидации рынков возник интерес к изучению потребления на постоянной основе.
В Германии эту тенденцию вовремя оценил профессор экономики Вильгельм Версхофен, который в 1920-е годы возглавлял отдел мониторинга рынка фарфоровых изделий при Институте экономики в Нюрнберге. Изначально отдел занимался мониторингом иностранных рынков, однако постепенно охватил и внутренний германский рынок. В 1925 году профессор Версхофен основывает Институт мониторинга германских потребительских товаров. Институт был зарегистрирован в Берлине, однако домом для него стал баварский Нюрнберг. На начальном этапе своей работы институт проводил исследования, основываясь на вторичных данных.
В 1934 году основатель института профессор Версхофен убеждает Вильгельма Р.Манна, члена правления компании «ИГ Фарбениндустри АГ» – объединения шести крупнейших химических корпораций Германии – создать Общество исследования потребителей (Gesellschaft fuer Konsumforschung – GfK). Профессор Версхофен провозглашает: «Пусть голос потребителя будет услышан!» – и под этим лозунгом GfK начинает проводить систематизированные опросы потребителей, что было безусловным новшеством для того времени.
К концу первого года работы в Объединение исследователей GfK входили 17 членов – как компаний, так и частных лиц. В числе основателей GfK был Людвиг Эрхард, впоследствии канцлер ФРГ и один из «отцов» немецкого экономического чуда. В 1940–1950-е годы, когда была преодолена послевоенная разруха и проведена денежная реформа, интерес к исследованию потребления снова начал расти. Между 1949 и 1959 годами число сотрудников GfK выросло с 15 до 82.
Старейший институт маркетинговых исследований в Европе и мире, GfK за годы своего существования прошел большой путь и превратился в глобальную компанию, насчитывающую более 115 филиалов в более чем 100 странах на 5 континентах. Головной офис компании по-прежнему расположен в Нюрнберге, однако аббревиатура GfK теперь имеет второе значение – Growth from knowledge. Это обещание стремятся воплотить в жизнь более 10 тыс. сотрудников GfK Group.
Институт маркетинговых исследований ГфК-Русь – российское дочернее предприятие GfK Group – был основан в 1991 году в составе трех человек и стоял у истоков российского рынка маркетинговых исследований. Сейчас компания насчитывает более 260 специалистов, которые в 2010 году завершили более 1000 исследовательских проектов.
ГфК-Русь проводит исследования на рынках потребительских товаров, услуг, товаров длительного пользования, бытовой техники и электроники, фармацевтики и здравоохранения, автомобильном, туристическом и медиарынках.
Уникальными знаниями о потреблении в России располагает Отдел потребления домашних хозяйств ГфК-Русь, который с 1994 года ведет постоянный мониторинг покупок тысяч семей по всей России. На основании результатов исследования компании-производители и торговые компании насыщают потребительский рынок именно теми товарами, которые пользуются спросом.
Другое панельное исследование ГфК-Русь охватывает продажи электроники и бытовой техники по всей России – от Калининграда до Владивостока.
Во всех направлениях исследований применяются стандартные международные технологии GfK, адаптированные к российским условиям. Единая структура всего концерна и унифицированные процедуры позволяют международным компаниям проводить аналогичные исследования на разных рынках. Специальный отдел GfK Group в тесном сотрудничестве с университетом г. Эрлянген (ФРГ) постоянно работает над созданием новых инструментов для исследования рынков товаров и услуг в соответствии с динамично меняющимися требованиями времени.