Почти за 20 лет компания KНАУФ прижилась на российской почве.
Фото предоставлено компанией КНАУФ
Knauf пришел в Россию в начале трудных 1900-х годов. О том, что привлекло компанию в России, и о новых перспективах сотрудничества рассказал корреспонденту «НГ-энергии» Анастасии АСТАХОВОЙ генеральный управляющий группы КНАУФ СНГ д-р Герд ЛЕНГА.
– Известно, что группа КНАУФ СНГ занимает в настоящее время одно из ведущих мест на российском строительном рынке. Однако решение о начале работы на нем было принято в начале 90-х годов, и оно себя оправдало. Что лежало в основе этого решения? Ведь ситуация в России в тот период была далеко неоднозначной?
– Сотрудничество КНАУФ с Россией началось еще во время Советского Союза и развивалось в области научно-технического обмена – в частности, «КНАУФ Инжиниринг» поставляла сюда оборудование для заводов. В начале 90-х, когда в стране начались значительные перемены, Россия стала открытой для иностранных инвестиций, тогда и было принято решение о приходе сюда в качестве инвестора. Разумеется, риски были высоки, однако решающую роль сыграл гигантский рыночный потенциал – в России живут 143 миллиона человек, кроме того, здесь огромный потенциал для реконструкции зданий коммерческого и жилого назначения. Состояние дел в этих сферах предполагало, что новые строительные технологии будут востребованы на рынке, все это пересилило риски.
– Какой путь выбрало руководство КНАУФ для выхода на российский рынок и насколько этот опыт оправдан сегодня для других немецких средних фирм, какой в тот период времени была фирма КНАУФ?
– В первые годы начиная с 1993 года были приобретены пакеты акций важнейших только что приватизированных предприятий, таких как ТИГИ в Красногорске и «Победа» в Санкт-Петербурге. Именно тогда и был заложен фундамент на сегодня самой большой в России международной промышленной группы в строительной отрасли. Для производства нашей продукции очень большое значение имеет наличие ресурсной базы, поэтому развитие группы происходило в этом направлении. В следующем периоде – с начала 2000-х годов – в дополнение к уже существующим предприятиям, которые были разбросаны по территории бывшего Советского Союза и которым осознанно была оставлена прежняя независимость с унаследованной кадровой структурой, были осуществлены новые приобретения, которые прежде всего благодаря огромным инвестициям были выведены на современный технологический уровень. В третьем периоде, который для меня как генерального управляющего группы КНАУФ СНГ начался в середине 2006 года, основной целью стала консолидация отдельных предприятий в однородную группу предприятий с централизованно управляемыми внутренними руководящими структурами и процедурами принятия решений.
– Какой путь развития бизнеса КНАУФ в России представляется для руководства фирмы наиболее оптимальным? В чем его особенности и с чем они связаны?
– По прошествии почти 20 лет присутствия в России можно с удовольствием констатировать, что компания прижилась на российской почве. И сейчас это уже не зарубежный инвестор, а местный предприниматель. В СНГ мы используем логотип с лозунгом «КНАУФ – немецкий стандарт», это означает, что мы производим стройматериалы с немецким качеством для местного рынка из местного сырья и с помощью местных специалистов. Выпускаемая на российских предприятиях компании продукция полностью соответствует как внутрифирменным, так и российским стандартам. Путь, пройденный нами в России, отличается своеобразием. Мы пришли не на готовый, сложившийся рынок, а сами занимались формированием спроса на нашу продукцию, распространяя при этом философию применения материалов сухого строительства. Для этого мы открывали собственные учебные заведения – учебные центры, на базе которых и осуществляется подготовка специалистов. В настоящее время к учебным центрам добавились консультационные центры на базе строительных вузов и ресурсные на базе профессиональных учебных заведений.
– Какие энергосберегающие технологии применяются при выпуске продукции фирмы КНАУФ в России и Германии? Перспективы перенесения немецкого опыта в этой сфере на российскую почву?
– Вопросы энергосбережения постоянно включаются в инвестиционные планы предприятий и находятся на контроле у руководства фирмы. Внедрение энергосберегающих технологий в Германии при производстве гипсового вяжущего и изделий из него основано на использовании в том числе таких принципов, как применение оборудования с новым уровнем развития техники и передовых технологических процессов, внедрение на действующих заводах более совершенного инструментального автоматизированного контроля за ведением технологических процессов. Не вдаваясь в технологические подробности, могу назвать некоторые энергосберегающие мероприятия – это использование теплообменников при обжиге гипса и сушке гипсовых изделий, переработка вторичных ресурсов взамен природного сырья. Вышеперечисленные принципы энергосбережения активно внедряются на российском рынке при строительстве новых и реконструкции старых предприятий
– Оценка опыта сотрудничества фирмы КНАУФ с российской стороной. Его плюсы и минусы?
– В апреле состоялось совещание по вопросам развития стройкомплекса РФ до 2020 года по приглашению премьер-министра Владимира Путина. На этом совещании я был единственным иностранцем. Для меня это свидетельство признания того, что наши предприятия стали настоящей составной частью российского строительного комплекса. И на самом деле действительно так. Мы активно участвуем в программах государственно-частного партнерства. В конце апреля вместе с губернатором Тульской области Вячеславом Дудкой на предприятии «КНАУФ ГИПС Новомосковск» мы открыли новую линию по производству инновационных звукопоглощающих плит и заложили камень в фундамент строительства нового завода сухих смесей. Таким образом, мы внесли свой вклад в развитие промышленного кластера в Тульской области.
Когда мы говорим о проблемах в России, которые препятствуют привлечению иностранного капитала и ведению бизнеса, то среди первых обычно упоминаются коррупция и бюрократия. Однако если более внимательно присмотреться к этим двум барьерам, то, по-моему, основная проблема кроется в другом, а именно – в недостаточно развитом правосознании российского общества. Правосознание выражается в системе правовых взглядов общества, в самом применении права и, в частности, в поведении людей в его сфере, а не только в законодательных актах. В России можно работать очень успешно, как показывает наш пример. Проблемы привлечения иностранных инвестиций, конечно же, есть, но они решаемы. При решении этих проблем важно бороться не со следствиями, а с причинами этих проблем. Развитию правосознания государство должно уделять больше внимания. Необходимо работать над осознанием и пониманием гражданами того, где проходит граница между черным и белым. Тогда многие препятствия, с которыми предприниматели сегодня вынуждены бороться, будут исчезать сами собой.