Джон Эштон, специальный представитель министра иностранных дел Великобритании по вопросам изменения климата.
Фото пресс-службы посольства Великобритании
В Москве с краткосрочным визитом находился Джон Эштон, являющийся специальным представителем министра иностранных дел Великобритании по вопросам изменения климата. Его роль заключается в оказании поддержки главам Министерства иностранных дел, Министерства энергетики по вопросам изменения климата, а также в значительной степени другим членам правительства в создании более сильной политической платформы для обеспечения эффективных глобальных ответных действий на изменение климата. Джон ЭШТОН встретился с ответственным редактором «НГ-энергии» Олегом НИКИФОРОВЫМ и ответил на его вопросы.
– Цель вашего визита в Россию.
– Изменение климата – это проблема, с которой мы сможем справиться только все вместе, попытки решить эту проблему в одиночку бессмысленны. Существует ряд дилемм, касающихся путей перехода к низкоуглеродной экономике, и эти дилеммы стоят перед всеми нами, поэтому для их лучшего понимания и успешного решения мы должны совместно обсуждать друг с другом оптимальные пути достижения результатов. Я думаю, стоит отметить, что, как и в случае с любыми крупными глобальными вызовами, в ситуации, когда мы взаимозависимы, выбор России будет важен не только для народа России, но и для всех остальных. Россия является крупным игроком на мировой арене, и я бы считал невыполненными свои обязанности перед министром иностранных дел Великобритании и британским правительством, если бы не приложил все усилия, чтобы понять видение России по этим вопросам.
Я считаю чрезвычайно важным построение более эффективного, активного и стратегического диалога между Великобританией и Россией, а также ЕС и Россией. По моему мнению, мы пока не достигли нужного уровня стратегического диалога, что создает риск того, что мы можем не всегда полностью понимать ожидания, сложности и возможности другой стороны, которые и определяют наши решения.
– Как на практике выглядит британская низкоуглеродная экономика? Какие меры предпринимаются для перехода к низкоуглеродной экономике?
– Это относится к той части дипломатии, которая начинается с того, что мы говорим другим странам, что нужно делать, и неважно, кто мы – Британия, Россия или США, все начинается с нас самих. Никто не обратит на нас внимание, если мы сами не будем предпринимать действия, которые ждем от других. Выбор странами путей экономического развития – это суверенный выбор для народов этих стран, основанный на нашей оценке собственных интересов. Это относится как к Британии, так, я уверен, и к России. Я не могу представить, что, приехав в Россию, во время частной беседы или публичного выступления я бы говорил о том, что Россия должна принимать решения, отличные от тех, которые она бы принимала на основании своих интересов. Все это связано с внутренней политикой, так как это стратегические вопросы, связанные с процветанием, безопасностью и реализацией потенциала наших народов. Я считаю, что роль дипломатии заключается в том, чтобы создать условия для лучшего понимания политики наших партнеров, что позволит нам при принятии собственных решений иметь представление о действиях других стран.
Что касается вопроса о действиях Великобритании в этом направлении, то я могу отметить следующее. Прежде всего быстрый переход к низкоуглеродной экономике поддерживают все основные политические партии. Существуют споры и дебаты между партиями касательно оптимальных путей достижения цели, но не об уровне ее амбициозности. Стоит остановиться на одной из причин такого высокого уровня поддержки. В британском обществе молодежь в возрасте до 35 лет поддерживает самые эффективные, радикальные и существенные действия, направленные на борьбу с изменением климата. Я считаю, что эта тема будет находить больше и больше поддержки в британской политике, поскольку молодежи в любой политической системе доминирующее большинство.
Суть низкоуглеродной экономики понять несложно. Откуда в экономике появляются выбросы углерода? Это и электричество, и производство энергии, поэтому нам нужна низкоуглеродная система электроэнергии. Источником выбросов является и углеводородное топливо в транспорте, использование которого (дабы успокоить ваших читателей, поскольку Россия – страна-производитель углеводородов) быстро не прекратится. Однако нам необходимо начать прокладывать дорогу к углеродно-нейтральному транспорту будущего. Большинство наших домов отапливается природным газом. Нам необходимо перейти к углеродно-нейтральной системе отопления домов. Существует также ряд промышленных процессов, которые занимают сравнительно небольшую часть в структуре экономики, однако являются углеродно-интенсивными – например, производство стали, химическая промышленность и т.д. – и требуют принятия мер по снижению выбросов. В то же время существует область в экономике, на которую есть спрос и где можно достичь быстрого прогресса на самом начальном этапе, используя энергию более эффективно, чем сейчас. Мы теряем большое количество энергии, большинство экономик теряет большое количество энергии, поэтому существуют большие возможности для более эффективного ее использования, что внесет свой вклад в повышение эффективности экономики в целом. Потери – это негативные процессы с точки зрения эффективности экономики. Нам необходимо разработать политику, направленную на достижение этих задач, по ряду направлений британское правительство работает особенно активно. Я считаю, что это первое правительство в Великобритании, которое осознает, что технологии имеют не самое главное значение. Когда мы говорим о технологиях, то, конечно, их применение очень важно. Но технологии не появляются сами по себе. Если вы хотите внедрять определенные технологии, необходимо удостовериться, что для их внедрения существует инфраструктура. Это правительство – первое, которое пытается создать инфраструктуру, и оно уже разработало положение об учреждении Зеленого инвестиционного банка (Green Investment Bank). Это частный финансовый институт, но он будет связан с правительством. Его целью будет привлечение частных инвестиций в необходимую для перехода к низкоуглеродной экономике инфраструктуру, в том числе в создание более эффективных электрических сетей, которые смогут накапливать и перераспределять электричество от разнообразных источников энергии, в частности – от возобновляемых, а также малых и больших электростанций; создание резервуаров для улавливания и хранения углерода; стимулирование развития рынка электромобилей.
Существует ряд вопросов, касающихся создания инфраструктуры, и мы надеемся, что Зеленый инвестиционный банк поможет их решить. В Великобритании также разработана программа «Зеленое соглашение» (Green Deal), которая поможет улучшить миллионы домов. Даже через 20 лет большинство домов в Великобритании будут составлять дома, которые уже построены и эксплуатируются сегодня. Поэтому, несмотря на то что новые дома должны быть энергоэффективными, основной вопрос: как улучшить уже существующие домовладения? Программа «Зеленое соглашение» основана на новой форме отношений между домовладельцем и поставщиками услуг. Так, домовладельцы смогут сделать свое жилье более энергоэффективным, не платя ничего вперед. Выполненные работы будут оплачиваться поставщикам из денег, которые они сэкономят на счетах за электричество и газ в будущем. Мы также планируем начать радикальную реструктуризацию нашего рынка электроэнергии с тем, чтобы создать необходимые стимулы для перехода к более эффективной низкоуглеродной электрической системе. Существует еще ряд мер, но те, которые я перечислил, являются основными.
Современный британский пейзаж мало отличается теперь от среднеевропейского. Фото Reuters |
Для правительства есть не так много рычагов управления. Правительство может регулировать, устанавливать стандарты, например, как электростанции должны регулировать свои выбросы парниковых газов. Правительство может привлекать финансирование, потому что оно собирает налоги, и может инвестировать эти налоги в определенные механизмы. Или правительство может обложить налогом нежелательное поведение. Таким образом, политические рычаги достаточно ограничены, и вопрос не в том, какие рычаги вы используете, а в том, в какой степени вы их задействуете. Как быстро вы хотите осуществить переход к низкоуглеродной экономике? Так, правительство Великобритании планирует осуществить этот переход максимально быстрыми темпами, используя как британское, так и европейское законодательство, чтобы выполнить взятые на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Этот переход должен привести к полной декарбонизации экономики Великобритании к середине этого века. Так что менее чем через два поколения мы должны перейти от существующей высокоуглеродной экономической модели к эффективной модели с нулевыми углеродными выбросами.
– Известно, что правительство разработало стратегию для того, чтобы сделать российскую экономику более низкоуглеродной, и британское посольство поддерживает эти начинания через ряд проектов. Какие ключевые вопросы и направления российской стратегии важны для Великобритании и почему?
– Я не могу комментировать через средства массовой информации российскую политику. Как заявлял ранее, я считаю, что Россия сама должна определять приоритетные направления, руководствуясь своими национальными интересами. Что мы можем сделать в Великобритании – вести диалог с Россией, привлекать технологии и опыт обеих стран в области энергоэффективности на благо друг друга. Наше посольство в Москве ведет очень активную работу в этом направлении, потому что эти вопросы являются приоритетными для Великобритании. Если опыт и технологии, существующие на сегодняшний день в Великобритании, могут быть полезны России для реализации ее энергетической стратегии, то мы сделаем все возможное, чтобы сделать их доступными. Информацию о том, какого рода проекты осуществляет посольство Великобритании, можно получить непосредственно в посольстве. В России сейчас идет оживленная дискуссия об экономической модернизации и диверсификации страны. Я считаю, что в рамках модернизации источники будущего экономического роста и процветания в России нужно искать в мерах по переходу к низкоуглеродной экономике. Кроме того, это позволит создать новые рабочие места. Ни для кого не секрет, что существует огромный потенциал, особенно в области энергоэффективности, который при умелом сочетании с политическими мерами и доступом к иностранным инвестициям и технологиям может быть использован при разработке низкоуглеродной стратегии в России. Но, как я уже сказал, более подробную информацию о работе посольства Великобритании в этой сфере можно получить непосредственно в посольстве.