Транзитные проблемы собрали рекордное число экспертов.
Фото автора
Можно смело утверждать, что энергетические проблемы на V форуме «Европа–Украина», организованным польским Институтом восточноевропейских исследований и украинским фондом «Единый мир», стояли в центре внимания его участников. Ведь тема форума была сформулирована как «20 лет независимости Украины: успехи, проблемы, перспективы». Поэтому нынешний V форум «Европа–Украина» собрал около 400 делегатов: представителей правительств, парламентов и мэров городов стран – членов ЕС, Украины и России. В той или иной степени энергетическая тема присутствовала на многих круглых столах, из которых и состоял форум. В одном из круглых столов, затрагивавших проблему газового транзита через территорию Украины, мне довелось самому участвовать в качестве эксперта. Не вызывает сомнений, что транзитная тема явилась одной из самых животрепещущих, если учесть тяжелые последствия для Европы, да и для самой Украины газовых российско-украинских войн 2006 и 2009 годов. Ее обсуждение совпало с политическим кризисом в арабских странах, ростом цен на нефть и достигнутой в Брюсселе российским премьером Владимиром Путиным договоренностью с энергетическим комиссаром Комиссии ЕС Гюнтером Оттингером о презентации в апреле проекта нашего «Южного потока». Речь в данном случае идет о поиске Москвой поддержки данного проекта европейскими структурами, что в случае ее получения станет решающим преимуществом российского проекта перед альтернативным проектом Nabucco.
Но для Киева в данном случае не играет особой роли, заменит ли «Южный поток» Nabucco или наоборот. Хотя с учетом более низкой по сравнению с «Южным потоком» пропускной способностью Nabucco европейский вариант представляется Киеву все же более предпочтительным. Однако необходимо понимать, что речь идет о будущем украинских транспортных магистралей после ввода в строй как «Северного», так и «Южного потока». Нельзя исключать такого варианта, что после 2030 года, когда «Южный поток» заработает на полную мощность, транспортные газовые магистрали, пересекающие Украину, могут оказаться существенно недогруженными. Конечно, не нужно видеть в действиях Москвы, решившейся на строительство двух газовых коридоров в обход Украины, злой умысел. Все дело в проблемах с поставками газа Европе, сложившихся в результате российско-украинских кризисов в 2006 и 2009 годах. Кстати, ряд экспертов как с украинской стороны, так и с российской, склонен был обвинить в возникновении этих кризисов действия «Газпрома». Приход же к власти в Киеве более дружественно настроенной к России администрации мало что меняет в принципиальном подходе к данной проблеме. Ведь политики приходят и уходят, а спорные вопросы остаются. Они просто становятся более или менее острыми. Для России, как и для Европы, в данном случае вопрос сводится к тому, является ли Украина надежным партнером. Напомним, что кризис 2009 года привел к выходу России из Договора к Энергетической хартии, поскольку Москва посчитала, что Украина нарушила транзитные положения, а в Брюсселе отсутствовала адекватная оценка этих нарушений и именно после этого ЕС активизировала усилия по продвижению альтернативного трубопровода Nabucco. Другими словами, российско-украинский газовый кризис спровоцировал и своего рода газовую войну между Москвой и Брюсселем. Понятно, что Россия будет стремиться избежать подобных осложнений в будущем и склонна вообще избавиться от украинского транзита.
Ключ проблемы в данном случае заключается в европейских потребностях в природном газе. На сегодня имеется несколько сценариев потребности Европы в газе на перспективу. По данным Института энергетической стратегии, суммарный объем экспорта газа за пределы России к 2030 году может достигнуть порядка 349–368 млрд. куб.м. По данным 2008 года, на Запад (т.е. в Европу) уходило 156 млрд. куб.м. В последующем этот уровень может составить до 201 млрд. куб.м. Не сложно посчитать уровни максимальной загрузки «Северного» и «Южного потока», чтобы определить уровень транзита в Европу через украинские газопроводы. Это примерно 118 млрд. куб.м. Таким образом, на транзит через Украину и Белоруссию остается не более 2 млрд. куб.м в лучшем случае. Однако, по некоторым прогнозам (анализ экспертами компании ВР потребления газа до 2030 года), потребности Европы в газе могут составить до 500 млрд. куб.м. Можно предположить, что недавние аварии на АЭС Японии заставят европейцев пересмотреть планы по развитию ядерной энергетики и это может увеличить шансы для трубопроводного газа. Хотя, конечно, не все предполагаемые 500 млрд. куб.м к 2030 году (а может быть, и больше) будут покрываться только за счет трубопроводного газа. В планах европейцев присутствует СПГ и сланцевый газ. Однако все прогнозы говорят о том, что в целом к 2030 году газотранспортная система Украины станет ненужной для транспортировки российского газа. Что может изменить складывающуюся ситуацию?
Главным вопросом является вопрос собственности украинской газотранспортной системы. Ведь в случае контроля над украинской трубой россияне смогут определять тарифную и инвестиционную политику транзитного оператора и гарантировать себе сохранение влияния на нее и в случае смены правительства в Киеве. Скорее всего именно с этим обстоятельством связаны ведущиеся сейчас переговоры «Газпрома» и украинского «Нафтогаза» о создании СП. Однако перспективы таких переговоров представляются на сегодняшний момент неопределенными.
Москва–Киев