Схема традиционного транзита природного газа.
Предоставлена пресс-службой "Газпрома".
Влиятельный берлинский Институт международной политики и безопасности фонда «Наука и политика» опубликовал на днях исследование своих сотрудников Йонаса Кретца и Кирстен Весттфаль, посвященное роли Украины в европейском энергетическом сообществе и перспективах газового транзита через эту страну.
Авторы исследования констатируют, что сами украинцы рассматривают свое географическое положение как важнейший коридор для транзита российского газа в Европу и сейчас эта функция находится под угрозой из-за строительства двух газовых коридоров в обход территории Украины. Речь идет о «Северном потоке» и «Южном потоке». Далее авторы подчеркивают, что Брюссель разделяет интерес украинского правительства сохранить Украину в качестве транзитной страны. Поэтому ЕС становится важным партнером для Киева. В пользу этого свидетельствует ратификация украинским парламентом 15 декабря прошлого года договора об энергетическом сообществе. Это сообщество было создано по инициативе Брюсселя еще в 2006 году. Основной целью его образования было постепенное вовлечение стран Западнобалканского региона в создание единого с Европой энергетического рынка. Кроме стран данного региона в него входит из постсоветских государств кроме Украины только Молдавия – итого девять государств.
1 февраля 2011 года этот договор вступил в силу на территории Украины. В Брюсселе рассчитывают, что этот договор повысит уровень надежности транзита и создаст для европейских фирм благоприятный инвестиционный климат в Украине. Юридически вступление Украины в сообщество означает, что Киев обязуется все предписания в сфере электроэнергетики, газового хозяйства, альтернативных источников энергии, охраны окружающей среды и условий конкуренции адаптировать к европейскому законодательству. Несомненно, что наиболее привлекательной для Киева в данном случае является возможность модернизации украинской газотранспортной системы за счет кредитов ЕС. (Речь идет о Европейском банке реконструкции и развития, Европейском инвестиционном банке и Международном банке реконструкции и развития.) Однако в Брюсселе понимают, что модернизация транспортной системы без привлечения поставщика углеводородов для этой системы выглядит достаточно бессмысленной. Поэтому в Комиссии ЕС намерены реанимировать планы создания трехстороннего консорциума для реализации указанной модернизации и последующего управления ею. Российской стороне при этом предоставляется возможность включать в работу по модернизации свои строительные фирмы и поставщиков оборудования. Таким образом, с одной стороны, Россия тоже вроде бы участвует в модернизации, а с другой – оставляет в руках ЕС применение правил энергетического сообщества на территории Украины.
Схема «Южного потока». Предоставлено пресс-службой «Газпрома». |
Киеву остается не так уж много времени на приспособление собственного законодательства к правилам ЕС. К 1 января 2012 года правила ЕС должны быть распространены на газовый рынок, и он должен быть открыт для третьих стран. То есть к 2012 году все крупные потребители газа, а с 2015 года вообще все потребители газа должны получить возможность самостоятельно выбирать поставщиков. Немецкие эксперты полагают, что благодаря этому украинцы получат значительные преимущества, поскольку впервые смогут заключать договоры о поставках в обход российского «Газпрома». Это повлечет за собой начало конкуренции на украинском газовом рынке и как ее следствие – снижение цены на газ. Далее предполагается, что газ, транспортируемый по украинским газопроводам, уже не будет принадлежать «Газпрому», а европейским концернам, а пункт продажи российского газа переместится с украинско-европейской границы на украинско-российскую границу. Следствием применения такой схемы станут вполне ощутимые финансовые потери для «Газпрома». Поэтому политика России, полагают немецкие эксперты, направлена на то, чтобы манипулировать украинскими партнерами. Москва, считают они, проводит геополитическую игру с фактическими и потенциальными альтернативными маршрутами поставки газа в Европу. Действительно, после вступления в строй «Северного потока» поставки через территорию Украины (сейчас 142 млрд. куб.м, или 80%) сократятся на четверть и соответственно уменьшатся доходы украинского «Нафтогаза». А уже введение в строй «Южного потока» вообще оставит «Нафтогаз» на голодном пайке. Немецкие эксперты усматривают в этом стремление «Газпрома» и стоящих за ним политиков из Кремля поставить под собственный контроль газотранспортную систему и газовую отрасль Украины и таким образом контролировать большую часть украинской промышленности, зависящей от потребления газа.
Схема «Северного потока». Предоставлено пресс-службой «Газпрома». |
Другая опасность заигрывания «Газпрома» с «Нафтогазом», как считают немецкие эксперты, состоит в том, что в случае приобретения тем или иным способом «Нафтогаза» в руки «Газпрома» попадут и газовые хранилища, созданные еще в период СССР для гарантии газоснабжения Европы, емкость которых составляет 32 млрд. куб.м. Именно газовые хранилища гарантируют гибкость поставок газа, который транспортируется за тысячи километров от конечного потребителя. Пять таких газохранилищ с емкостью 80% от всей емкости украинских хранилищ газа находятся на западной границе страны. Эти газохранилица соответствуют трети всех имеющихся в ЕС хранилищ природного газа. Значение газохранилищ сегодня обусловлено наличием двух вариантов ценообразования для газа. С одной стороны, имеются одни цены на газ на спотовых рынках, а другие цены обусловлены привязкой к ценам на нефть. На спотовых рынках, как известно, цена зависит от спроса и предложения, и владелец газохранилищ и газопроводов может в случае повышения цены на спотовых рынках быстро предложить дополнительные количества газа или, как указывают немецкие эксперты, с помощью газохранилищ можно уменьшить количество предлагаемого на спотовых рынках газа. Другими словами, ценами можно манипулировать. Поэтому ЕС намерена, с одной стороны, избежать предоставления другим странам (в данном случае России) дополнительных возможностей манипуляции ценами, а с другой стороны, следуя предыдущей логике, усматривает решение проблемы газохранилищ только в связке с газотранспортной системой.
Немецкие эксперты понимают недостаточность принятых Украиной и ЕС решений, чтобы вывести Киев из сферы влияния Москвы. Ведь Украина сама зависит от поставок российского газа и цены на него. Однако, считают они, если ЕС удастся в вопросе сохранения украинского транзитного коридора и интеграции украинского газового и электроэнергетического рынка занять единую позицию, то потенциал энергетического партнерства между Украиной и Европой будет высок и позволит обеспечить европейцам и украинцам энергетическую безопасность и энергоэффективность.