0
6838
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

08.02.2011 00:00:00

Низкоуглеродный путь развития

Владимир Бердин

Об авторе: Владимир Хакимович Бердин - директор департамента стратегического планирования и партнерства МЦУЭР; Виктор Александрович Корнилов - эксперт МЦУЭР.

Тэги: климат, пг, экономика


климат, пг, экономика Российские выбросы по своей структуре мало чем отличаются от общеевропейских.
Схема предоставлена пресс-службой МЦУР

При поддержке посольства Великобритании в РФ и Низкоуглеродного стратегического программного фонда Международный центр устойчивого энергетического развития (МЦУЭР) под эгидой ЮНЕСКО МЦУЭР разрабатывает предложения к стратегии перехода Российской Федерации на низкоуглеродный путь развития. Цель низкоуглеродного сценария развития экономики России – показать жизнеспособность новой энергетической модели, которая опирается на передовые энергоэффективные технологии и возобновляемые источники энергии при сохранении темпов роста ВВП.

В декабре 2009 года на Всемирном саммите по изменению климата в Копенгагене лидеры более чем 100 государств мира, в том числе Российской Федерации, подтвердили в принятом на саммите международном документе, получившем название «Копенгагенская договоренность», что «изменение климата представляет собой один из наиболее серьезных вызовов современности». Мировые лидеры согласились с выводами Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), что требуется существенно снизить глобальные выбросы парниковых газов (ПГ) и удержать повышение глобальной температуры на уровне менее 2 градусов по Цельсию в период 2010–2050 годов. На последнем Климатическом саммите в Канкуне, Мексика, в декабре 2010 года ни одна из поставленных «Копенгагенской договоренностью» целей и задач не была пересмотрена или подвергнута сомнению. Наоборот, в развитие принятых в Копенгагене решений в Канкуне был выработан и под аплодисменты принят пакет документов, имеющий статус официальных решений Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Международные переговоры будут продолжены в конце этого года в Южной Африке.

Изменение климата непосредственным образом связано с последствиями сжигания углеводородов и, как следствие, выделением углекислого газа и других парниковых газов. Порядка 60% глобальных парниковых выбросов антропогенного происхождения приходится на энергетический сектор (необходимо учитывать не только влияние топливно-энергетического комплекса, но также и транспорт, промышленность и жилищно-коммунальный сектор). В России эта доля достигает 85%.

Снизить парниковые выбросы возможно с помощью реализации низкоуглеродных сценариев развития экономики. В основе подобных сценариев, прописанных в Энергетической стратегии-2030, – постепенный отказ от традиционных путей развития энергетики, реализация широкомасштабных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Напомним, что в 2009 году правительство РФ утвердило новую Энергетическую стратегию России на период до 2030 года. Стратегия предполагает, что экспорт энергоносителей будет оставаться важнейшим фактором развития российской экономики, а также называет атомные технологии среди приоритетов. В этом документе поставлены цели по повышению энергоэффективности и снижению энергоемкости экономики. Основной задачей ставится переход от топливно-сырьевой модели экономики к инновационной модели развития.

Подсчитано и подтверждено, что объем сбережения энергии в России может достигать величины, равной суммарному энергопотреблению Франции или Великобритании. Экономический эффект от экономии топлива и возможностей по увеличению экспорта газа – 120–150 млрд. долл. в год.

Распределение суммарного потенциала энергосбережения в 420 млн. тонн условного топлива (т у.т.) по секторам экономики представлено на рисунке. На долю пяти крупнейших секторов (жилой сектор, электроэнергетика, промышленность, транспорт, теплоснабжение) приходится более 70% потенциала.

Вместе с тем Международный центр устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО в своих аналитических обзорах активно выступает за альтернативные энергетические сценарии развития экономики России, которые могут дополнить Энергетическую стратегию-2030.

Чтобы сократить выбросы углекислого газа до необходимого уровня, необходимо максимально использовать потенциал энергосбережения и ВИЭ. На сегодняшний день в России на возобновляемые источники приходится всего 3,2% от всей производимой энергии. В основном возобновляемую энергию генерируют ТЭЦ, работающие на биомассе, и ГЭС. В производстве электроэнергии доля возобновляемых источников составляет 18,5% (с учетом крупных ГЭС), в теплоснабжении – приблизительно 2%. Около 90% первичной энергии в России по-прежнему обеспечивается за счет ископаемого топлива.

Первоочередные мероприятия, которые могут стать началом активного перехода на низкоуглеродный путь развития, включают в себя:

– внедрение современных жестких стандартов энергоэффективности. На сегодняшний день в России практически отсутствует система, гарантирующая отказ от использования самых неэффективных технологий;

– закрепление на законодательном уровне обязательств по развитию возобновляемой энергетики. С учетом масштабного внедрения энергосберегающих технологий Российская Федерация может повысить принятое на себя обязательство по развитию ВИЭ и к 2020 году увеличить их долю, например, в электроэнергетике с 4,5 до 13%;

– обеспечение гарантий четкой и стабильной доходности инвестиций в возобновляемую энергетику и энергосберегающие технологии. Сделать это можно, например, через механизмы финансовой поддержки возобновляемых источников энергии, возврат инвестиций при проведении мероприятий в области энергоэффективности, совершенствование налоговой системы;

– увеличение расходов на исследования в области возобновляемой энергетики и энергоэффективности.

На проблеме развития возобновляемой энергетики необходимо остановиться подробнее. Географически и климатически так сложилось, что основной потенциал использования возобновляемых источников энергии в России связан с гидроэнергетикой (крупные, малые и микро-ГЭС), биоэнергетикой, ветровой и геотермальной энергетикой, в меньшей степени – солнечной. Крупная гидроэнергетика играет значительную роль в производстве электроэнергии в России – ее доля около 18% в энергобалансе страны. При этом доля всех остальных видов возобновляемых источников энергии – менее 1%. Безусловно, это связано с наличием крупных запасов ископаемых видов энергоресурсов, которым исторически отдается основной приоритет.

В исследованиях Института энергетической стратегии была проведена подробная оценка технического (технологического) и экономического потенциалов использования возобновляемых источников энергии. Технически доступный – это потенциал, который можно использовать с применением существующих в мире технологий. Использование экономически доступного потенциала оправданно при существующих ценах на энергию. В таблице приводятся оценки потенциала для различных видов возобновляемых энергоресурсов. Поражает тот факт, что экономически доступный потенциал достигает около 30% всех добываемых в России ископаемых видов энергоресурсов, в то время как технический потенциал превышает этот показатель примерно в 25 раз.

Таким образом, Россия обладает гигантским потенциалом для замещения ископаемого топлива альтернативными энергоисточниками. Использование лишь экономического потенциала позволило бы увеличить долю ВИЭ до 25–30% в энергобалансе страны и высвободить для экспорта дополнительные объемы природного газа и нефти.

Потенциал ВИЭ становится особенно привлекательным с учетом минимальных выбросов парниковых газов при их использовании по сравнению с ископаемыми видами энергоресурсов. Россия может не только замещать традиционные виды топлива (газ, нефть, уголь) альтернативными, но и в перспективе занять лидирующие позиции в области возобновляемой энергетики, на рынке технологий использования ВИЭ, а в конечном счете стать крупным экспортером безуглеродных видов топлива, например таких как биотопливо второго и последующего поколений.

Эксперты МЦУЭР уверены, что привлечение российских и зарубежных инвестиций в возобновляемую энергетику должно стать важнейшей политической и экономической задачей для России. Ведь, согласно Энергетической стратегии-2030, для увеличения доли ВИЭ в структуре производства электроэнергии с 0,5 до 4,5% необходимо обеспечить ввод генерирующих объектов с суммарной установленной мощностью 23–33 ГВт, на что потребуется значительный объем инвестиций.

Борьба с изменением климата неразрывно связана с проблемой глобальной энергетической безопасности и во многом будет определять параметры создаваемой коллективной системы энергобезопасности в мире, главными принципами которой являются взаимозависимость производителей, потребителей и стран, обеспечивающих транзит энергоресурсов.

Ускоренное развитие энергосберегающих технологий, применение альтернативных источников возобновляемой энергии, развитие технологий атомной энергетики нового поколения приведет к замещению традиционных энергоресурсов (нефти, угля, газа) уже в ближайшее десятилетие.

Потенциал использования возобновляемых источников энергии для производства электричества и тепла в России
  Потенциал
Технический, млн. тут Экономический, млн. тут
(млрд. кВт/ч в год) (млрд. кВт/ч в год)
Геотермальные источники 11868 114
Малые ГЭС 126 (372) 70 (205)
Биомасса 140 69
Низкопотенциальное тепло 194 53
Ветровая энергия 2216 (6517) 11 (33)
Солнечная энергия 9676 3
Микро-ГЭС 83(253) -
Всего в России 24221 320
Источник: Институт энергетической стратегии, 2007.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
960
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
490
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
429
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
551

Другие новости