Гарантирующий поставщик пока не в состоянии полностью выполнять свои обязательства перед потребителем.
Фото Игоря Кузьмичева
Федеральным законом «Об электроэнергетике» предусматривается функционирование на рынках электроэнергии энергосбытовых компаний, обладающих специальным статусом – гарантирующих поставщиков электрической энергии. Только гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему потребителем электрической энергии, находящимся в его зоне деятельности. Иные энергосбытовые организации заключают договоры по своему желанию.
В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует более 300 гарантирующих поставщиков. Из них: 64 крупнейшие энергосбытовые компании, выделившиеся из состава АО-энерго; около 80 – это энергосбытовые организации, работающие в отдельных муниципальных образованиях: городах, районах или районных центрах (обычно именуемые гарантирующими поставщиками второго уровня), прочие – небольшие по объему полезного отпуска гарантирующие поставщики, функционирующие в изолированных электроэнергетических системах Дальнего Востока и районов Крайнего Севера.
Гарантирующий поставщик должен в любой момент времени быть готовым заключить договор с потребителем, и потому необходимо обеспечить непрерывность выполнения этой функции.То есть в случае, когда действующий гарантирующий поставщик не выполняет более свои обязательства перед производителями и сетевыми организациями либо по иным обстоятельствам не может обеспечить дальнейшее энергоснабжение потребителей, должна произойти смена гарантирующего поставщика в связи с его дефолтом.
Кроме того, действующими Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики предусмотрено проведение очередных конкурсов на статус гарантирующего поставщика. Первые очередные конкурсы должны были пройти в 2007 году. Их организаторами должны были выступить органы власти субъектов Российской Федерации. Затем срок проведения первых очередных конкурсов был перенесен на 2010 год, а полномочия по проведению конкурсов переданы на федеральный уровень. Но и в 2010 году такие конкурсы не состоялись. Более того, сейчас ведутся дискуссии о необходимости отмены данной процедуры. Этому есть ряд объективных причин.
Летом 2007 года, в отсутствие утвержденных Министерством промышленности и энергетики Правил проведения конкурсов в трех областях – Нижегородской, Свердловской и Ленинградской – были приняты решения о проведении очередных конкурсов по выбору гарантирующего поставщика. К моменту объявления конкурса во всех трех областях успешно функционировали по своим зонам деятельности от двух до пяти гарантирующих поставщиков. Как подготовка данных конкурсов, так и их проведение сопровождались многочисленными скандалами. В Нижегородской области к конкурсу не был допущен действующий гарантирующий поставщик – ОАО «Нижегородская сбытовая компания». Территория Свердловской области была поделена на зоны деятельности, не совпадающие с зонами деятельности существующих гарантирующих поставщиков (было выделено три крупные зоны деятельнос- ти) – налицо было ущемление прав как небольших гарантирующих поставщиков, функционирующих в отдельных муниципалитетах, так и крупнейшего гарантирующего поставщика региона – ОАО «Свердловэнергосбыт». По причине отзыва конкурсных заявок в Свердловской области конкурс был признан несостоявшимся. В двух других областях последующие после конкурсов долгие судебные разбирательства привели в итоге к аннулированию их результатов.
Неудачный опыт первых конкурсов показал недостатки этого механизма:
– в условиях неготовности конкурентной среды отсутствуют реальные претенденты в лице независимых энергосбытовых компаний, поскольку у них нет опыта работы с мелкими и средними потребителями;
– критерий выигрыша в конкурсе – размер денежных средств, за которые претендент будет готов выполнять функции гарантирующего поставщика, не гарантирует повышения качества обслуживания потребителей, так как самой простой стратегией является демпинг;
– смена гарантирующего поставщика по конкурсу не означает возможности выбора поставщика для конечных потребителей, так как происходит без их участия;
– процедура «передачи» потребителей победителю конкурса является весьма сложной и рискованной, потому что отсутствует легитимный механизм получения победителем базы данных от проигравшей в конкурсе энергосбытовой компании, который будет основан на рыночных принципах и нормах делового оборота.
Негативный опыт заставил задуматься о самой сути очередных конкурсов. Когда в регионе функционируют один или несколько гарантирующих поставщиков по своим зонам деятельности, не имеющих просрочек по своим обязательствам и обладающих богатым опытом выживаемости в достаточно непростых ситуациях, настолько ли велика необходимость подтверждения их статуса на очередном конкурсе? Особенно учитывая возможные последствия в виде обвинений в нарушениях конкурсной процедуры, судебные иски, неразбериху и в конечном итоге неплатежи потребителей? Вопрос риторический, и ответ на него очевиден.
1 января 2011 года является официальной датой окончания переходного периода реформирования энергетики. Действующие правила функционирования розничных рынков переходного периода должны были прекратить свое существование, и им на смену должны были прийти Основные положения функционирования розничных рынков. В ходе обсуждения проекта данного документа определены следующие подходы к процедуре смены гарантирующих поставщиков:
– смена гарантирующего поставщика осуществляется в ситуации его дефолта по реальным основаниям, а также при отказе действующего гарантирующего поставщика от дальнейшего выполнения своей функции;
– организатором конкурса является Министерство энергетики;
– к участию в конкурсе допускаются действующие субъекты рынка, не имеющие задолженности, чье финансовое состояние соответствует установленным требованиям;
– критерием, определяющим победителя в конкурсе, будет являться размер средств, предложенный в заявке на оплату по договорам уступки права требования с кредиторами гарантирующего поставщика, по зоне деятельности которого проводится конкурс, а также размер средств, направляемый на реализацию программы мероприятий по повышению качества обслуживания потребителей электрической энергии.
Конечно, предложенный вариант по выбору гарантирующих поставщиков вызывает споры и возражения со стороны некоторых участников розничных рынков. Кроме того, вызывает вопросы отсутствие гарантии выполнения победителем своих обязательств в связи с невозможностью заключения договора об уступке требований с кредиторами до определения результатов конкурса; некоторая дискриминация гарантирующих поставщиков второго уровня в части того, что если конкурс по его зоне деятельности будет признан несостоявшимся или если победитель и второй призер конкурса поочередно откажутся от выполнения взятых на себя обязательств и результатов конкурса, то его зона деятельности войдет в зону деятельности гарантирующего поставщика первого уровня. Однако, несомненно, в целом новый порядок проведения конкурсов благотворно скажется на стабильности функционирования участников розничных рынков и их платежной дисциплине.
Трансформаторы представляют собой один из источников существенных потерь. Фото Игоря Кузьмичева |
Проблема неплатежей
Проблема неплатежей потребителей за электроэнергию существенно влияет на финансовое состояние гарантирующих поставщиков. Значительную часть задолженности потребителей на розничном рынке гарантирующим поставщикам приходится финансировать за счет собственного оборотного капитала, а также заемных средств. Поскольку ставки процентов по кредитам, которые берут гарантирующие поставщики (9–12%), существенно превышают величину их сбытовой надбавки (2–4%), то наличие значительной задолженности у потребителя фактически приводит к тому, что такого потребителя гарантирующий поставщик обслуживает себе в убыток. К числу неплательщиков относятся бюджетные потребители с недостаточными лимитами финансирования, предприятия сферы ЖКХ (в том числе котельные и водоканалы, пользующиеся возможностью потреблять электроэнергию с минимальным риском быть отключенным за неплатежи), управляющие компании многоквартирных домов, отдельные граждане-должники, крупные промышленные предприятия, оказавшиеся в тяжелом финансовом положении из-за кризиса.
Много проблем доставляют управляющие компании-однодневки, собирающие в многоквартирных домах деньги с жильцов за электроэнергию, в том числе потребленную в местах общего пользования, но не оплачивающих покупку этой энергии гарантирующему поставщику. Зачастую такие компании прекращают свое существование либо из-за фактического банкротства, либо из-за выбора жильцами дома другой, более надежной управляющей компании, а их долги превращаются в убытки гарантирующего поставщика.
Гарантирующие поставщики берут на себя финансирование существенной доли задолженности потребителей на рознице, финансируют за свой счет кассовые разрывы (часто авансируя генерацию и сети), несут на себе риск неплатежеспособности и банкротства конечных потребителей. Все это требует наличия значительного оборотного капитала, предъявляет требования к финансовой устойчивости гарантирующих поставщиков. К сожалению, из-за низкой величины сбытовой надбавки, перекосов в тарифно-балансовых решениях финансовые возможности многих гарантирующих поставщиков весьма ограничены. А низкая платежная дисциплина в условиях неопределенности нормативно-правовой базы может привести к потере финансовой устойчивости сбытовых компаний, надежности на розничном и неплатежам на оптовом рынках электроэнергии.
Саморегулирование в энергосбытовом бизнесе
НП ГП и ЭСК предлагает в будущем уйти от жесткого регулирования деятельности гарантирующих поставщиков, передав часть регулирующих функций саморегулируемым организациям (СРО) гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний. Чем СРО будет эффективнее госрегулирования?
Во-первых, каждый, кто хочет заниматься энергосбытовой деятельностью, должен будет вступить в СРО и заплатить взнос в компенсационный фонд. Этот фонд будет гарантировать генерирующим и сетевым компаниям, что энергосбытовая организация расплатится по своим долгам перед ними. Это значительно оздоровит финансовую ситуацию в отрасли, снизит финансовые риски и сделает ее более инвестиционно привлекательной.
Во-вторых, энергосбытовые компании будут нести в рамках СРО солидарную ответственность за действия друг друга, в случае банкротства или финансовой несостоятельности одной энергосбытовой компании ее потребители не окажутся брошенными на произвол судьбы – их подхватят другие сбыты.
В-третьих, саморегулируемая организация будет вводить стандарты качества обслуживания клиентов и контролировать их соблюдение. Стандарты качества включают требования к центрам обслуживания клиентов, разнообразные методы оплаты, скорость и точность выставления счетов, наличие дополнительных услуг, широкий спектр тарифных меню, грамотные консультации, колл-центры, скорость обслуживания, время реакции на просьбы и жалобы и т.п.
В целом с расформированием РАО «ЕЭС России» реформа в отрасли не закончилась. Изменения будут идти и дальше. НП ГП и ЭСК, представляющее интересы компаний, напрямую работающих с клиентом, намерено приложить все зависящие от него усилия, чтобы эти изменения были в пользу конечных потребителей электроэнергии.