Только кубинцы и боливийцы занимали в Канкуне радикальные позиции практически против всех.
Фото Reuters
Очередным компромиссом закончился саммит ООН по климату, который проходил в мексиканском Канкуне. Как отмечает британская ВВС, только Боливия при поддержке со стороны Кубы выдвигала возражения, но они оказались не столь существенными, чтобы заблокировать консенсус. Итак, в документе содержится еще один вывод о необходимости более серьезного снижения выбросов углекислого газа. Но самое главное, что в нем не устанавливается никакой механизм для достижения поставленных целей. Важным представляется создание помощи фонда бедным странам в решении проблемы изменения климата. Это как раз и позволит привлечь к обсуждению этих проблем многочисленных представителей Африки и Латинской Америки. Предложенный в документах Фонд зеленого климата, подчеркивается ВВС, призван защитить бедные страны от воздействия климатических изменений и помочь им в развитии экономики, ориентированной на уменьшение выбросов парниковых газов. Организационные меры включают в себя и учреждение Адаптационного комитета для поддержки стран в разработке планов защиты и сохранения климата. Кроме того, в документах предложен механизм финансирования стран, принимающих меры против сокращения площадей лесов.
Но самое главное, что соглашение оставляет открытым вопрос о том, будут ли какие-либо из предложенных мер – в том числе по сокращению выбросов – юридически обязательными. Такое необязательное решение состоялось благодаря России и Японии. Обе страны добились формулировок, которые оставляют им возможность избежать ужесточения предусмотренных Киотским протоколом обязательных сокращений вредных выбросов. Правда, при этом, отмечает ВВС, они фактически заявили о согласии с тем, что Киотский протокол имеет большое будущее – а это было принципиальным требованием развивающихся стран.
Фонд зеленого климата будет поначалу пользоваться услугами Всемирного банка в качестве попечителя – чего добивались США, ЕС и Япония. Вместе с тем предполагается создание нового органа, который должен быть более сбалансирован между развитыми и развивающимися странами.
В развивающихся странах меры по сокращению выбросов будут подлежать проверке, только если они финансируются из западных средств. Эта формулировка, кажется, удовлетворила как Китай, который выражал сомнения по поводу процедуры проверок, так и Соединенные Штаты, которые их добивались.
«То, что мы имеем в этом тексте, не совершенно, но составляет хорошую основу для движения вперед, – заявил представитель США по вопросам климата Тодд Стерн. – Так что давайте предпримем необходимые усилия для заключения этой договоренности и наставим мир на путь снижения выбросов и разумного развития».
Для России, однако, важно понять, чего хотят европейцы. Это связано с общими границами в Европе и стремлением Москвы установить с Брюсселем возможно тесные и экономические, и политические отношения. Разумеется, при таком подходе без экологической составляющей не обойтись. В этом плане заслуживает внимания недавняя работа французского института IFRI (Institut Francais des relations internationales). Напомним, что IFRI является научно-исследовательским центром и форумом для обсуждений основных международных, политических и экономических вопросов. С момента своего основания, в 1979 году, данный центр находится под руководством Тьерри де Монбриаль. IFRI является неправительственной и некоммерческой организацией.
Данная работа, подготовленная Кристофом Мейером и названная «конец конференции в Копенгагене», также дает в определенной степени понимание значения достигнутых в Канкуне договоренностей. В работе, в частности, отмечается, что еще в ходе подготовки в конце декабря 2009 года гости, присутствующие на Копенгагенской конференции, так и не смогли составить между собой юридически обязывающий договор. И это несмотря на то что между представителями разных стран все-таки был подписан Копенгагенский акт. Дело в том, что страны, подписавшие данный документ, придерживались разных мнений в отношении их экономического положения и ситуации с эмиссией. Как известно, представители промышленно развитых стран изложили свои цели в приложении № 1, заявив, что значительное сокращение выбросов запланировано к 2020 году. В то же время развивающиеся страны, не включенные в приложение № 1, заявили, что их программы по сокращению выбросов будут проводиться в иных условиях. Как правило в условиях, противоречащих данному виду деятельности. Другими словами, им придется просто прекратить такую деятельность, вызывающую выбросы углерода. Глядя на полный список стран и основных эмитентов, не представленных в приложении № 1, среди которых упомянуты Китай и Индия, можно сделать вывод о том, что основная работа будет проделана в период с 2020 по 2050 год.
По данным Копенгагенского договора, в странах, упомянутых в приложение № 1, планируется провести самые интенсивные методы по сокращению выбросов по сравнению с предыдущим годом. В отличие от стран, не включенных в данное приложение. Но развивающиеся страны теперь также смогут участвовать в сокращении выбросов, и в этом значение конференции в Канкуне.