0
2974
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

09.11.2010 00:00:00

Период переосмысления затянулся

Тэги: энергоэффективность, энергосбережение


энергоэффективность, энергосбережение В средневековье метла считалась энергосберегающим видом транспорта.
Ведьма. Альбрехт Дюрер. 1491 год

В конце ноября исполнится год, как вступил в силу Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». Сейчас как на уровне министерств и ведомств, так и на уровне местных структур власти происходит накопление информации и постановка новых задач, намечаются пути их решения. Рассмотрим ситуацию подробнее. Реализацией закона занято множество министерств и ведомств, и все они развернули самую активную деятельность. На федеральном уровне работу ведут в первую очередь Комиссия при президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России и рабочая группа по энергоэффективности под руководством главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной в составе этой комиссии, Министерство энергетики, Минэкономразвития и Минрегионразвития, в процесс вовлечены многие другие министерства и ведомства. Назначены ответственные за энергосбережение и повышение энергоэффективности в каждом регионе и муниципалитете.

Требуются подзаконные акты

В стране серьезнейшим образом проработана нормативно-правовая база. Чтобы закон начал действовать, к нему необходимо было принять еще около 90 подзаконных актов. И большинство этих документов подготовлены. Последние из них должны были вступить в силу в мае. Между тем и сейчас еще не все нормативно-правовые документы приняты. Получается, что целые пласты закона действовать пока не начали. По мнению экспертов, его исполнение отстает от идеального графика примерно на полгода. Сейчас важно снизить темп отставания, что и демонстрирует принятие Госпрограммы.

По словам директора Института энергосбережения Свердловской области Николая Данилова, на всем процессе самым негативным образом сказалось то, что Госпрограмма была принята с опозданием. Между тем именно она с самого начала должна была показать позицию федерального Центра по вопросу энергоэффективности. «Ключ на старт – это Госпрограмма, ее принятие затянули, поэтому и регионы восприняли этот посыл как команду не спешить». Другая важная проблема, тормозящая реализацию закона № 261-ФЗ, – отсутствие стимулов для развития бизнеса, ориентированного на производство энергоэффективного оборудования, продуктов, технологий, услуг. По словам Николая Данилова, нужны налоговые льготы и другие преференции. «Создали же особую экономическую зону в Елабуге, – говорит эксперт, – вот такие же приемы и такая же напористость, как в автомобильной промышленности, нужны для становления производства энергоэффективного оборудования».

И в первую очередь, считают специалисты, необходимо обозначить приоритеты для инвесторов. Государство должно как можно быстрее проинформировать бизнес о своих планах. Необходимо также и осуществление самой широкой государственной политики стимулирования тех, кто пытается перейти на энергосберегающее оборудование, считает супервайзер проекта «Новый свет» советник руководителя администрации президента РФ Антон Данилов-Данильян. От системы потребительских кредитов для населения до преференций для бизнеса и госкомпаний, вводящих такое оборудование.

Наконец, еще одна важная проблема – острый дефицит квалифицированных кадров, а также недостаток образовательных программ и обучающих мероприятий в области энергосбережения в России. По словам руководителя Института энергетических стратегий Виталия Бушуева, «на всех уровнях люди, от которых зависит выполнение закона, не знают, что они должны реализовывать. Никто на местах не понял, что это не закон об энергосбережении. Люди не понимают, что такое энергоэффективность. Не хватает большой кампании по разъяснению закона». Устранять этот дефицит образования предстоит, по самым оптимистическим прогнозам, годами. Если же ситуация будет разворачиваться так же неспешно, как сейчас, то на наведение порядка в этой сфере могут уйти десятилетия.

Регионы: во что превращаются программы по энергосбережению

Попробуем оценить степень готовности региональных программ по повышению энергоэффективности, которые местные администрации должны были сделать к 1 августа 2010 года, и глубину их проработки. Недостаточную подготовку этих программ отметил президент РФ Дмитрий Медведев. «В настоящий момент разработаны 54 программы, в стадии утверждения находятся 25, а в стадии разработки – четыре программы», – напомнил президент в конце октября на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в Татарстане. По данным Российского энергетического агентства, среди лидеров по активности республики Татарстан и Башкортостан, Липецкая область, а также Красноярский край. На данных, полученных в результате проведенных агентством исследований, также построены выводы рабочей группы по энергоэффективности при президентской Комиссии по модернизации и под руководством Эльвиры Набиуллиной. В докладе министра экономического развития прозвучало неудовлетворение качеством разрабатываемых программ. По словам генерального директора ФГУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Тимура Иванова, «агентство как участник разработки Государственной программы энергосбережения и энергоэффективности готово оказать методическую поддержку региональным органам власти в доработке региональных и муниципальных программ энергоэффективности с целью получения государственной поддержки».

При изучении региональных программ по энергоэффективности выявляется несколько тенденций.Так, по суммам, выделяемым на отдельные направления, можно понять, во что регион намерен реально вкладываться. Для регионов были определены девять направлений, в которых надо было запланировать мероприятия по повышению энергоэффективности. Но целые разделы программ отличаются недостаточной проработкой. В основном региональные программы нацелены на то, что достаточно легко достижимо самими региональными властями: они наметили снижать бюджетные расходы на энергоресурсы, экономить в ЖКХ, ставить счетчики. На остальных же направлениях – сельское хозяйство, транспорт, возобновляемые источники энергии, промышленность – регионы либо не имеют рычагов влияния, либо не понимают, как действовать. Директор Центра по эффективному использованию энергии Игорь Башмаков объясняет это все тем же отсутствием кадров – от владения методиками оценки и расчета энергоэффективности во всех областях от ЖКХ до сельского хозяйства и промышленного производства. Их считанные единицы по всей стране, говорит он. «И поэтому региональные программы, конечно, несовершенны, но этого бояться не нужно, а нужно налаживать процесс обучения кадров.

А региональные программы будут ежегодно пересматриваться и меняться. Нас будут заставлять это делать и жизнь, и меняющаяся нормативно-правовая база, и я надеюсь, что лет через пять у нас будут очень качественные региональные программы».Как отмечает Тимур Иванов, у РЭА большой опыт в экспертизе региональных и муниципальных программ.■ Результаты ежемесячных мониторингов эффективности использования энергоресурсов России, которые готовит РЭА позволит нам отслеживать ситуацию в каждом регионе, а также выделять положительный опыт и использовать его как базу для тиражирования лучших практик по всей стране■.

Во-вторых, все регионы надеются, что часть мероприятий местного масштаба будут финансироваться в том числе из федерального бюджета. Например, инфраструктурные проекты, по которым инвестиции окупаются крайне сложно. Это подземные коммуникации, тепловые магистрали – во многих регионах они крайне изношены. Поэтому регионы рассчитывают на безвозвратные государственные инвестиции в инфраструктуру.

В-третьих, аналитики считают, что регионы, которые и раньше активно занимались энергоэффективностью и экономией электроэнергии, оказались в невыгодном положении относительно тех, которые на эти проблемы не обращали внимания. Первоначального результата в энергоэкономии можно достичь достаточно простыми и незатратными методами, а вот для достижения еще большего эффекта уже необходимы серьезные капиталовложения. Сейчас же, когда поставлена задача достижения определенного процента экономии, затраты на достижения этого результата у регионов-лидеров будут значительно выше, чем у регионов-аутсайдеров. Например, Татарстан, который самым серьезным образом занимается повышением энергоэффективности уже 10 лет и более чем кто бы то ни было продвинулся в этом направлении, для достижения положенных 15% энергоэкономии должен затратить на порядок больше средств, чем регионы, этой проблемой всерьез не занимавшиеся.

И, наконец, представляется особенно важным уделять внимание целеполаганию в программах. Многие присланные регионами программы говорят о глубокой проработке вопроса на местах. Однако основное, в чем регионы видят смысл программы по энергосбережению, – это экономия. Но так можно добиться снижения комфорта и торможения развития промышленности. «Главное – модернизировать промышленность, а не вести борьбу с энергорасточительностью, – говорит Виталий Бушуев. – Мы должны идти по пути улучшения конечного продукта, а не по пути простой экономии. Более качественный продукт, более качественные условия труда, увеличение спектра товара, более современные потребительские эффекты – этого целеполагания в региональных программах почти нет».

Задача одна, работы много

Попробуем проанализировать, что необходимо сделать для того, чтобы эта картина изменилась. «Закон хороший, но надо либо подкреплять его достаточно жестким административным воздействием, вплоть до налоговых штрафов, либо более четко прописывать экономические стимулы», – считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По его словам, госчиновникам заниматься реализацией этого закона просто неинтересно. Пока не будет серьезной мотивации, чиновники будут лишь имитировать деятельность. «Что касается бизнеса, – говорит Пикин, – то энергоемкие производства занялись энергоэффективностью задолго до появления закона № 261-ФЗ. Металлурги, нефтяники у себя давно все необходимые мероприятия провели. Преференции за энергосбережение так и не введены, поэтому каждый просчитывает введение энергоэффективных технологий для себя с точки зрения обычного инвестиционного проекта: сколько денег надо вложить, каков будет результат и когда эти вложения окупятся■. Необходимо также создавать в регионах центры компетенции в области повышения энергоэффективности. По мнению экспертов, сейчас необходимо определить в регионах и муниципальных образованиях зоны для тиражирования пилотных проектов. А также ввести практику использования услуг энергосервисных и энергоаудиторских компаний. Не менее важно продумать и показать регионам способы и формы финансирования проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Эксперты РЭА принимали активное участие в работе над Государственной программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности России на период до 2020 года, на которую ссылался в своем выступлении Дмитрий Медведев. По словам Медведева, «одним из основных механизмов реализации Госпрограммы является софинансирование региональных проектов»». Кроме того, необходимо стимулировать создание совместно с российским и зарубежным партнерами фондов для этих целей.

Информация о внедренных пилотных проектах должна распространяться максимально широко. Каждый руководитель, внедряя новую технологию или новый финансовый механизм, должен иметь возможность заявить о своем опыте. Взамен он получит методическую поддержку (помощь в расчете эффективности проекта, финансового результата и советы по правильному оформлению отчетных документов) и статус одобрения эксперимента президентской Комиссией по модернизации, что значительно облегчит решение процедурных вопросов при его реализации.

И, наконец, предстоит большая работа с массовым сознанием. «Для реформирования самое тяжелое – это менталитет и менеджмент, – говорит Николай Данилов. – Очень мало пропаганды, мало литературы, не хватает специалистов. Надо проводить энергетический ликбез, агитировать, разъяснять. Народ темен, это факт». С ним согласен Виталий Бушуев: по его словам, «целеполагание в законе и большая разъяснительная кампания – это то, что уже сдвинуло бы ситуацию с мертвой точки».

В конечном счете перед федеральным Центром стоит задача: перестроить сознание граждан всей страны так, чтобы они ясно понимали необходимость бережного отношения к природе, ресурсам в целом и энергоресурсам в частности. Причем по этому вопросу пока нет даже сформулированной госполитики.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1794
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1518
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1329
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
968

Другие новости