Без специальной антивирусной защиты АЭС могут подвергнуться кибератакам.
Фото пресс-службы "Росатома"
Как сообщило немецкое агентство Deutsche Welle, 28 сентября правительство ФРГ одобрило энергетическую концепцию, предусматривающую в числе прочего продление срока эксплуатации атомных электростанций в Германии в среднем на 12 лет. Надо заметить, концепция довольно спорная с точки зрения некоторых немецких политических партий, представленных в Бундестаге.
По решению правительства, состоящего из представителей блока ХДС/ХСС и СвДП, семь АЭС, построенных до 1980 года, проработают на 8 лет дольше, а остальные – на 10–14 лет. Это означает, что последний атомный реактор в Германии будет отключен не ранее 2036 года. Как известно, прежнее правительство, состоявшее из представителей СДПГ и «зеленых», 8 лет тому назад решило полностью отказаться от атомной энергетики к 2022 году.
Продление срока эксплуатации АЭС является частью новой энергетической концепции, предусматривающей переход Германии преимущественно на возобновляемые источники к 2050 году. Согласно планам, доля таких источников к 2050 году должна составить 80%. По оценке одного из известных европейских специалистов в области атомной энергетики Рольфа Линкора, планируемый переход на возобновляемые источники энергии приведет к значительному росту тарифов на электроэнергию.
С точки зрения канцлера ФРГ Ангелы Меркель, данная концепция является революционной, поскольку она закладывает основу для долгосрочной политики в сфере энергетики. Однако многие цели в рамках концепции остаются неясными, правительство также отказалось от обязательного энергетического санирования всех старых зданий.
Главным моментом, на мой взгляд, в данной концепции является то, что в обмен на продление сроков эксплуатации АЭС государство получит от операторов дополнительно 30 миллиардов евро. Почти половина этих средств пойдет на санацию устаревшего склада ядерных отходов в Ассе в федеральной земле Нижняя Саксония, остальные – на возобновляемые источники энергии.
Во всей этой истории с максимальным развитием возобновляемых источников энергии имеется большая проблема, которая может еще более продлить жизнь атомных станций в Германии. Речь идет о том, что ветер не всегда дует и крутит лопасти электромельниц, а солнце не всегда светит. Поэтому, чтобы потребители электроэнергии не остались у разбитого корыта, необходимы так называемые теневые электростанции. Они должны работать практически на холостом ходу, но в случае необходимости, когда природа дает сбой, покрывать базовую нагрузку. Сейчас в этих целях кроме ГЭС используются АЭС. Считается, что и тепловые станции, работающие на природном газе, хорошо подходят для таких целей. Но, с другой стороны, недоиспользование АЭС, которые сейчас «трудятся» с 95-процентной нагрузкой по мощности, резко понижает их экономичность и, следовательно, повышает стоимость кВт-ч. Платить же за все придется потребителю. Поэтому в перспективе тому правительству, которое снова будет решать вопрос о продлении или не продлении работы АЭС, придется делать выбор между требованиями экологов, настаивающих на максимальном снижении уровня мощности действующих АЭС, и экономистами, считающими каждый цент и выступающими за полную загрузку АЭС.
Другой проблемой, которая в состоянии повлиять на сроки использования АЭС в немецкой энергетике, может стать уровень защиты от внешнего воздействия. Эта проблема возникла после терактов 11 сентября. Именно немецкий министр по охране окружающей среды потребовал выделение дополнительных средств на охрану АЭС от террористов. Размещенные на территории атомных станций зенитные орудия не могут, по недавнему решению Конституционного суда, использоваться для уничтожения падающих на АЭС самолетов-самоубийц. Из 17 немецких АЭС только четыре не могут выдержать падения на них летательных аппаратов. Другие же согласно анализу, проведенному Обществом по обеспечению защиты ядерных установок и реакторов (GRS), могут выдержать такое падение. Причем шесть из них – даже падение «Боинга-747». Стоимость сооружения дополнительной защитной оболочки из стали и бетона для четырех станций обойдется в миллиард евро на каждую незащищенную АЭС. Правда, на их территории еще во времена красно-зеленой правящей коалиции были размещены установки по созданию искусственного тумана. Они могут в случае опасности скрыть местонахождение станций. Нынешние правительственные чиновники полагают, что дополнительные оболочки настолько дорогое удовольствие, что проще АЭС просто законсервировать. Однако владельцы АЭС готовы пойти на дополнительные расходы, предполагая, что потребитель все компенсирует за счет повышения тарифов.
Но недавно вскрылась еще одна опасность для АЭС. Иранская сторона на три месяца отложила введение в строй первой атомной станции в Бушере, которая уже в ноябре должна была бы дать первый ток. Как сообщил глава иранского атомного ведомства Али-Акбар Салехи, АЭС подверглась атаке компьютерного вируса Stuxnet. Центральное управление станции, по словам директора АЭС Махмуда Джафари, оказалось инфицировано вирусом. И хотя он утверждал, что заражено только несколько персональных компьютеров служащих станции, направление в Бушер высококвалифицированных антивирусных специалистов наводит на мысль, что проблема более серьезна. Стало известно, что в Иране создана также межминистерская группа для изучения проблемы вирусной атаки. Как сообщил, согласно немецкому информагентству n-tv, представитель одного из иранских министерств, вирусной атаке подверглись около 30 тыс. компьютеров иранской промышленности. Эксперты известной антивирусной компании Symantec полагают в этой связи, что обыкновенные хакеры вряд ли стоят за организацией такой массированной атаки, поскольку для создания вируса Stuxnet необходимы значительные финансовые ресурсы и ноу-хау, которыми может располагать только государство. По словам Рольфа Линкора, вирусная атака на АЭС по-новому ставит все вопросы обеспечения безопасности атомной промышленности.