0
2871
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

12.10.2010 00:00:00

Безконтрольная вода

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов - доктор политических наук, руководитель Центра СНГ Института актуальных международных проблем.

Тэги: центральная азия, вода


центральная азия, вода Национальный эгоизм мешает решению проблем водоснабжения регионов планеты.
Фото Reuters

Исчезновение с политической карты мира СССР сразу же осложнило отношения между странами Центральной Азии в водно-энергетической сфере, что нашло отражение в так называемом водном вопросе. Повышенное внимание к водно-энергетическим ресурсам объясняется тем, что в странах Центральной Азии они выступают одним из основных факторов, определяющих состояние большинства отраслей экономики, и в первую очередь сельского хозяйства. Дефицит воды и снижение качества речного стока ограничивают решение социально-экономических и экологических проблем. Почти вся используемая в регионе вода берется из двух главных рек – Сырдарьи и Амударьи, формирующихся в горах Памира и Тянь-Шаня. Сырдарья течет из Киргизии через Таджикистан в Узбекистан, в том числе через густонаселенную Ферганскую долину, и Казахстан. Амударья – из Таджикистана в Узбекистан и Туркменистан. Богатые нефтью, газом и другим сырьевыми ресурсами, расположенные ниже по течению страны Туркменистан, Узбекистан и Казахстан находятся в водной зависимости от бедных, выше расположенных стран. При том что доля Таджикистана и Киргизии в формировании стока поверхностных вод в регионе составляет порядка 85%.

Первые попытки стран региона решить межгосударственные проблемы в водно-энергетической сфере путем переговоров привели к созданию в 1992 году Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК). В ее задачу входило осуществление сотрудничества в сфере совместного управления водными ресурсами. Предполагалось, что страны региона будут заключать межправительственные соглашения, которые больше напоминали бартерные схемы «вода в обмен на углеводороды». Так, Казахстан и Узбекистан должны были поставлять в Киргизию уголь, топочный мазут и газ, а Киргизия и Таджикистан, в свою очередь, – обеспечивать эти страны в летний период водными ресурсами в необходимых объемах. Однако, как показали дальнейшие события, странам региона не удалось создать эффективный механизм взаимного обмена ресурсами. Каждое из государств стремилось использовать водно-энергетические ресурсы с максимальной для себя выгодой, без учета интересов соседей.

Призрачная структуризация региона

Неспособность МКВК взять под контроль и наладить координацию стран Центральной Азии в водном вопросе привлекло к данной проблеме внимание различных региональных организаций. ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС не раз заявляли о необходимости решения водно-энергетических противоречий. Так, на роль ведущей организации, обеспечивающей региональную безопасность, в том числе и в сфере энергетики, претендует ОДКБ. Однако отсутствие у данной структуры четко отработанного механизма разрешения внутренних и внешних угроз переводит ее в статус очередного красивого проекта с туманными перспективами, чья деятельность пока не вышла за рамки деклараций. То же самое можно сказать и о ЕврАзЭС, с созданием которого страны региона ожидали решения ключевых региональных проблем, прежде всего в водно-энергетической и транспортной областях.

Причины неудач интеграционных проектов в Центральной Азии, которые возникли после распада СССР и оказались нереализованными, известны: национальный эгоизм каждого из участников, нежелание и неготовность к поиску компромиссов, а также геополитические амбиции. В итоге водно-энергетический вопрос использовался странами для решения собственных политических и экономических задач, оттесняя на второй план собственно водную проблему.

ОДКБ, ЕврАзЭС и ШОС страны региона до сих пор рассматривают в качестве инструмента сохранения экономического взаимодействия с Россией и решения периодически возникающих политических вопросов, нежели как реальный механизм решения региональных проблем и противоречий.

Не лучше обстоят дела у ООН, ОБСЕ, ЕС и НАТО, чьи представительства находятся в странах Центральной Азии. Пока их присутствие в регионе не привело к разрешению противоречий, накопившихся в водно-энергетической сфере между центральноазиатскими странами. Отсутствие реальных механизмов координации в обеспечении водно-энергетической безопасности делает деятельность данных организаций практически незаметной в регионе. Примечательно, что введение в строй новых трубопроводов Китаем, Туркменистаном и Казахстаном для поставок углеводородных ресурсов, разработка месторождений в регионе стали результатом решений стран Центральной Азии при практически минимальном влиянии международных организаций.

Наиболее амбициозным проектом, способным повлиять на ситуацию в регионе, является ШОС. Его перспективы определяются заинтересованностью Китая не только обеспечить надежные и долгосрочные поставки энергетических ресурсов из стран Центральной Азии, но и добиться региональной стабильности. Расширение экономического влияния Пекина на страны Центральной Азии через подписание с ними соглашений в области торговли, промышленности, строительства нефте- и газопроводов может в перспективе стать одним из действенных механизмов, побуждающих страны региона к поиску взаимовыгодных решений.

Таким образом, большинство международных организаций, действующих в Центральной Азии, имеют схожие функции. В то же время у них отсутствуют четкие механизмы разрешения кризисных ситуаций, чего как раз и не хватает странам региона. Помимо этого сами международные организации нуждаются во взаимодействии, особенно при обсуждении вопросов строительства транспортных коммуникаций и энергетических проектов, проблем водопользования.

В свою очередь, для стран Центральной Азии по-прежнему характерны завышенные ожидания от деятельности международных организаций, от которых ждут финансово-экономической помощи и готовых механизмов разрешения водно-энергетических проблем.

«Точка кипения»

Пока международные организации, действующие в Центральной Азии, безуспешно вырабатывают рекомендации решения водно-энергетических проблем, центральноазиатские страны подошли к «точке кипения». Так, уже более 40% населения не имеет доступа к централизованному водоснабжению, и, по прогнозам, через десятилетие эта цифра значительно возрастет. По расчетам, население стран Центральной Азии, которое сегодня составляет около 53 млн. чел., к 2025 году увеличится на 40%, что потребует дополнительных объемов водных ресурсов. По этой причине вопрос стабильного доступа к данному виду ресурсов становится для стран региона одним из приоритетных. В этой связи неоднократно поднимается вопрос о возможной переброске части стока сибирских рек в центральноазиатские страны.

Вопросы региональной безопасности в Центральной Азии, в том числе и в водно-энергетической сфере, должны решаться непосредственно самими странами региона. Однако амбиции лидеров стран региона, стремящихся возглавить центральноазиатское пространство, взаимные претензии в нарушении достигнутых договоренностей, экономическая несостоятельность и зависимость от внешних источников финансирования, влияние наркотрафика являются сдерживающими факторами для формирования эффективной системы регионального сотрудничества в сфере гидроэнергетики. Без подобной координации деятельность любых международных организаций будет обречена на провал, а решение водно-энергетических проблем в Центральной Азии будет затруднено, повышая вероятность силового решения возникающих противоречий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

Дарья Гармоненко

Партия Явлинского напомнит о своей политической борьбе за мир

0
536
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
455
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
521
Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
468

Другие новости