Выбросы вредных веществ легковыми автомобилями.
Источник: ОАО "ВНИИ НП"
Россия лишь недавно приняла стандарты качества бензина и дизельного топлива, которые приближаются к европейским требованиям. Они отражены в техническом регламенте «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».
Целью принятия регламента в части требований к бензинам и дизельному топливу было максимальное приближение к требованиям, установленным в Европе директивами Европейского парламента и Совета 2003/17/ЕS и 98/70/ЕS.
Необходимо отметить значительное отставание России в вопросе введения экологических норм по составу выхлопных газов автомобилей и соответственно экологических требований к бензинам и дизельному топливу (см. таблицу).
Главная причина такого отставания – низкий технический уровень многих нефтеперерабатывающих заводов.
Оценка состояния нефтепереработки в мировой практике ведется по коэффициенту Нельсона. Коэффициент Нельсона характеризует сложность нефтепереработки, наличие вторичных процессов и соответственно способность выпускать современную продукцию.
Для российских НПЗ коэффициент Нельсона находится на уровне 4,3 по сравнению с 10,2 в США, 7,4 в Европе и 6,6 в мире в целом. В силу этого в технический регламент изначально был вынужденно заложен ряд решений, допускающих выпуск продукции, характеристики которой отличаются от характеристик, установленных регламентом. Например в течение пяти лет со дня вступления в силу регламента допускается оборот продукции, выпущенной до 1 января 2009 года.
Введение в действие регламента изменило роль национальных стандартов в вопросе оценки соответствия бензинов и дизельного топлива установленным требованиям. Согласно федеральному Закону «О техническом регулировании» 184-ФЗ, ст. 16, неприменение национальных стандартов не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
При этом согласно Закону «О техническом регулировании», в перечень документов, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов (184-ФЗ в ред. 30.12.2010, ст. 16.1), могут включаться национальные стандарты России, международные стандарты, региональные стандарты, стандарты иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
Таким образом, национальные стандарты России (ГОСТ и ГОСТ Р) окончательно приобрели статус документа рекомендательного характера.
Но это не касается ГОСТов, включенных в перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Перечень утвержден распоряжением правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 года № 1191-р, и применение этих стандартов является обязательным.
Ряд вопросов возник при осуществлении государственного контроля за соблюдением требований технического регламента. Согласно федеральному Закону «О техническом регулировании» 184-ФЗ, ст. 33, в отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции, то есть нахождения продукции на стадиях транспортирования, хранения, оптовой и розничной торговли. Стадия производства в «оборот продукции» не входит, и государственный контроль за продукцией на этой стадии рассматривается как нарушение закона.
Большие ограничения в проведении государственного контроля за соблюдением требований технического регламента вытекают из федерального Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (статьи 9 и 10 в редакции от 26.04.2010 № 66-ФЗ). Плановые проверки, согласно этому закону, проводятся не чаще чем один раз в три года. При этом Генеральная прокуратура Российской Федерации обязана размещать ежегодный сводный план проведения плановых проверок на своем официальном сайте. Внеплановые проверки возможны только при наличии санкции прокуратуры. Все это резко снижает эффективность работы органов госнадзора.
В настоящее время трудно говорить о положительном влиянии регламента на экологическую обстановку в больших городах. Это объясняется следующим. В России зарегистрировано 38 млн. транспортных средств. Из них около 48% старше 10 лет. Влияние состояния техники на выбросы вредных веществ при применении одного и того же бензина легковыми автомобилями видно на диаграмме.
Однако анализ динамики выбросов в атмосферу автомобильным транспортом в Европе с 1995 года показал, что переход на новые нормы качества топлив в сочетании с современным парком техники дает большой положительный эффект.
Выбросы сократились: угарного газа СО в 8 раз, окислов азота NOх в 3,8 раза, бензола в 8 раз, окислов серы в 6 раз.
Год ввода норм | ||
Европа | Россия | |
Евро-1 | 1993 | 1999 |
Евро-2 | 1996 | 2006 |
Евро-3 | 2000 | 2008 |
Евро-4 | 2005 | 2010 |
Евро-5 | 2008 | 2014 |
Но при этом выбросы углекислого газа увеличились в 1,3 раза, и в настоящее время сгорание топлива в транспортных средствах дает примерно 20% парниковых газов.
В связи с этим в Европе были приняты новые требования Европейского парламента и Европейской комиссии к экологическим свойствам топлив. Это директива 2009/30/EC Европейского парламента и Европейской комиссии, вносящая изменения в директивы 98/70/ЕС и 2003/17ЕС в части установления требований к автомобильному бензину и дизельному топливу и ограничения выбросов углекислого газа автомобилями.
В США 19 мая 2009 года также был принят новый регламент, согласно которому легковые автомобили с 2012 года обязаны потреблять не более 6,5 литра бензина на 100 километров, тем самым уменьшая выхлоп газов на 30%.
Достичь таких показателей можно лишь путем повышения степени сжатия двигателя, что, в свою очередь, требует ужесточения норм по октановому числу бензина до 95 по исследовательскому методу и 85 по моторному методу.
Одновременно с этим повышается в бензине допустимое содержание кислорода. Тем самым доля компонентов топлива, полученного из альтернативных источников, в бензине существенно возрастает.
Существенным достоинством введения регламента явилось то, что акцизные сборы на бензины и дизельные топлива с 1 января 2011 года определяются в соответствии с техническим регламентом, принимаемым правительством Российской Федерации. Это означает, что в России, как и во всем цивилизованном мире, производство бензинов более высоких классов будет стимулироваться экономически снижением акцизов, и качество бензина будет регулироваться в основном экономическими методами.
В перспективе предстоит в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 года № 300-р замена технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» на технический регламент аналогичного названия, обеспечивающий формирование Единого экономического пространства Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Таким образом, Россия переходит на техническое регулирование в области производства нефтепродуктов путем принятия межгосударственных соглашений.