0
3796
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

09.02.2010 00:00:00

Нефтегазовые горизонты

Нина Пусенкова

Об авторе: Нина Николаевна Пусенкова - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН (статья написана при поддержке гранта РГНФ 09-02-00600а/Р).

Тэги: нефть, газ, добыча


нефть, газ, добыча Уренгойское месторождение с запасами в 9,9 трлн. куб. м вошло в стадию активно падающей добычи.
Фото с сайта http://www.ugp.ru/

В России география добычи нефти и газа постоянно меняется. Северный Кавказ, где в конце XIX века зародилась нефтяная промышленность, передал в 30-х годах XX века эстафетную палочку Урало-Поволжью: там советское правительство постановило создать «второе Баку». В 1948 году было открыто гигантское Ромашкинское месторождение в Татарстане, и к 1960 году Татария стала основным нефтедобывающим районом СССР. Но Урало-Поволжье уступило пальму первенства Западной Сибири, где в 1961 году были открыты Мегионское и Усть-Балыкское месторождения. В 1970-х годах центр нефтедобычи сместился в Тюменскую область, которая к 1975 году давала 30% всей нефти СССР. Когда осваивали Западную Сибирь, первыми туда пришли нефтяники и лишь потом строительные и другие вспомогательные службы. Это создало массу социальных и бытовых проблем: начальникам тюменских нефтегазодобывающих управлений, помимо нефтедобычи, приходилось заниматься строительством коровников, бань, школ и кинотеатров, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни рабочим и уменьшить текучесть кадров. Хорошо бы при освоении новых нефтегазовых провинций не повторить ошибки, допущенные в Западной Сибири.

Газовая промышленность шла по стопам нефтяной: сначала она базировалась в европейской части СССР и Средней Азии. Но с середины 1960-х годов эти регионы уже не обеспечивали рост добычи.

В 1962 году было открыто Тазовское месторождение – первая газовая кладовая в Ямало-Ненецком АО (ЯНАО); потом Медвежье. В 1966 году – Уренгой с запасами в 9,9 трлн. куб. м (самое крупное газовое месторождение в мире), который с середины 1980-х и до начала 1990-х годов давал половину газа СССР.

Поначалу руководство отрасли не было готово к походу в Западную Сибирь – газовики считали, что северный газ слишком дорогой. Двинуться на Север их заставил только первый нефтяной кризис 1977-1978 годов, когда в Западной Сибири впервые упала добыча нефти. Во второй половине 1970-х годов стали разрабатывать западносибирские газовые гиганты и строить магистральные газопроводы. Социальные проблемы у газовиков стояли острее, чем у нефтяников – ведь им приходилось работать еще дальше на севере.

Экспертам уже тогда было очевидно, что нужно выходить на новые нефтегазовые рубежи. В середине 1970-х тогдашний министр нефтяной промышленности Валентин Шашин говорил об острой потребности сформировать нефтяные провинции, сопоставимые с Урало-Поволжьем и Западной Сибирью. Он считал, что ими могут стать Восточная Сибирь, Прикаспийская впадина и шельф.

В поисках альернативы

При социализме создать достойную замену Западной Сибири не успели, и ситуация в нефтяной отрасли складывается сложная: на сегодня начальные запасы нефти выработаны на 50%, в европейской части – на 65%, а в Урало-Поволжье – более чем на 70%. 77% нефти дают крупные месторождения, которых хватит в среднем на 8-10 лет. Растет доля трудноизвлекаемых запасов: у основных нефтяных компаний она составляет от 30 до 65%.

У газовиков дела обстоят лучше, но и у них увеличивается процент сложных и трудноизвлекаемых запасов, жирных и конденсатных газов. «Голубое топливо» залегает все глубже, находится в районах с суровым климатом, вдали от центров теперешней газодобычи.

Медвежье, Уренгой и Ямбург выработаны на 65–75% и вошли в стадию активно падающей добычи. При этом они содержат огромные запасы «голубого топлива»: Медвежье – 550 млрд. куб. м, Уренгой и Ямбург – по 2 трлн. куб. м. Но это низконапорный газ, добыча которого пока не рентабельна.

Где будут добывать нефть и газ в будущем? Недавно была, наконец, принята новая Энергетическая стратегия России до 2030 года. Хотя есть опасения, что ее постигнет судьба предшественниц. Она дает четкое представление о том, куда двинутся наши нефтяники и газовики.

Стратегию планируют осуществлять в 3 этапа. Первый этап, который продлится до 2013-2015 года – период выхода из кризиса и формирования основ новой экономики. Второй этап – переход к инновационному развитию и создания инфраструктуры новой экономики. Третий этап, который завершится к 2030 году, – эпоха развития инновационной экономики.

До 2030 года главными районами, где ожидается прирост запасов нефти и газа, будут Западно-Сибирская, Лено-Тунгусская и Тимано-Печорская провинции.

Особое место в планах геологоразведочных работ занимает шельф, который крайне слабо изучен. Начальные извлекаемые ресурсы углеводородов континентального шельфа составляют 90,3 млрд. тонн условного топлива (из них 73,8 трлн. куб. м газа). Основная их часть сосредоточена в Баренцевом, Печорском и Карском морях.

По мнению авторов стратегии, на втором этапе начнется активное освоение нефтегазовых ресурсов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на шельфе, в том числе в Арктике, а также на полуострове Ямал, в Обской и Тазовской губах, на европейском севере и в Прикаспийском регионе.

Добыча нефти в европейской части страны будет расти благодаря Тимано-Печоре, арктическому континентальному шельфу и российскому сектору Каспийского моря, при падении добычи в Поволжье и на Урале.

В Западной Сибири будет стабилизироваться и постепенно снижаться добыча в Ханты-мансийском АО, зато расти в ЯНАО.

В Восточной Сибири будут разрабатываться месторождения нефти в Ванкорско-Сузунском районе, вдоль трассы нефтепровода ВСТО в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Саха: Верхнечонское, Талаканское, Среднеботуобинское, Юрубчено-Тохомское...

На Дальнем Востоке продолжится добыча нефти по проектам Сахалин-1 и Сахалин-2, и начнется добыча в рамках Сахалина-3, 4, 5 и 6.

Газ будут добывать как в традиционных районах, так и на европейском севере России, полуострове Ямал, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также в Прикаспийском регионе.

Основным газодобывающим районом страны останется ЯНАО.

Восточный угол

На востоке страны будут сформированы 4 центра газодобычи: 1. Сахалинский центр (проекты на шельфе Охотского моря); 2. Якутский центр на базе Чаяндинского месторождения, с перспективой освоения соседей – Среднеботуобинского, Таас-Юряхского и Верхневилючанского; 3. Иркутский центр на базе Ковыктинского месторождения с дальнейшей разработкой Южно-Ковыктинской лицензионной площади и месторождений севера Иркутской области; 4. Красноярский центр на базе Собинско-Пайгинского и Юрубчено-Тохомского месторождений, а в будущем Оморинского, Куюмбинского и Агалеевского месторождений. Начнутся работы на шельфе Магадана и в Западно-Камчатском секторе Тихого океана.

К 2030 году в европейской части России благодаря освоению Тимано-Печоры и шельфовых месторождений (прежде всего Штокмана) добыча газа вырастет до 131–137 млрд. куб. м; в Западной Сибири – до 608–637 млрд. куб. м за счет Ямала и акваторий Обской и Тазовской губ; в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке – до 132–152 млрд. куб. м.

Временной фактор

«Где?» – понятно: все дальше на север, на восток и в море, все глубже на суше, все сложнее и дороже. Все более экстремальными будут условия труда и быта рабочих. Ответ на вопрос «когда?» менее очевиден. В стратегии начало добычи на новых территориях в основном приурочено ко второму и третьему этапу ее реализации. Но опыт последних лет показывает, что возникают большие проблемы со сроками запуска проектов, особенно у газовиков. За первое десятилетие нового века нефтяники начали добычу на крупных месторождениях – «Роснефть» на Ванкоре (с небольшой задержкой из-за кризиса), ТНК-ВР и «Роснефть» на Верхнечонском месторождении, Сургутнефтегаз – на Талакане. Во многом благодаря «ЛУКОЙЛ» идет активное освоение Тимано-Печоры, где годовая добыча нефти превысила 25 млн. тонн. Пошла нефть с проектов Сахалин-1 и Сахалин-2.

«Газпром» же в прошлом десятилетии ввел в эксплуатацию только два крупных месторождения: в 2001 году заработало открытое в 1965 году Заполярное с запасами в 3,3 трлн. куб. м с проектной мощностью в 100 млрд. куб. м/год. Это – последний дешевый газ в России с себестоимостью на устье скважины 4 долл. за 1000 куб. м. А в 2007 году было запущено Южно-Русское месторождение с запасами в 1 трлн. куб. м, которое может давать 25 млрд. куб. м/год.

В газовой отрасли многие важнейшие проекты задерживаются – и по экономическим, и по политическим причинам.

Ключевой добычной проект «Газпрома» – Ямал. На полуострове открыто 26 месторождений с разведанными запасами газа в 10,4 трлн. куб. м. Самое крупное месторождение Ямала – Бованенково с 4,9 трлн. куб. м. – может давать 115 млрд. куб. м в год.

Об освоении Ямала говорят еще с 1980-х годов. Инициатива по освоению газовых запасов полуострова и строительству трубопровода для доставки ямальского газа в Европу принадлежала Виктору Черномырдину. Строить трубу «Ямал-Европа» начали в 1994 году с польского и германского участков.

К 1999 году первоочередные участки газопровода - в Польше, Германии и Беларуси - были сданы (с временным заполнением газом действующих месторождений Западной Сибири). В 2000 году по новому направлению «Газпром» поставил 14 млрд. куб. м. Осталось лишь соединить построенную трубу с месторождениями Ямала.

Но к 2000 году «Газпром» изменил концепцию, отложив освоение Ямала из-за дефицита капвложений.

Потом «Газпром» и Администрация ЯНАО в 2002 году разработали «Программу комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий».

По Энергетической стратегии РФ до 2030 года, добыча на Ямале должна возрасти до 185–220 млрд. куб. м к 2030 году. В 2008 году «Газпром» начал осуществлять мегапроект Ямал: строить систему магистральных газопроводов Бованенково-Ухта, бурить первую эксплуатационную скважину. Кризис не заставит «Газпром» отложить Бованенково, его запуск в 2011 году ознаменует начало новой эпохи, говорил в декабре 2008 года Алексей Миллер.

Но не прошло и полгода, как «Газпром» решил перенести запуск Бованенково с III квартала 2011 на III квартал 2012 года: изменились прогнозы спроса на газ.

В задержке с освоением Штокмановского месторождения с запасами в 3,2 трлн. куб. м сыграли роль внешнеполитические факторы. Еще в 1995 году для освоения Штокмана был создан консорциум Росшельфа, «Газпрома», Conoco, Norsk Hydro, Neste и Total.

Потом «Газпром» планировал начать добычу на Штокмане в 2010 году и отдать 49% в проекте иностранцам. В 2005 году выбрали пять претендентов: Norsk Hydro, Statoil, Chevron, ConocoPhillips и Total.

А осенью 2006 года «Газпром» заявил, что обойдется без иностранцев. Однако на Штокман пришлось-таки позвать Total и Statoil – было очевидно, что концерн не потянет столь сложный и дорогой проект.

Ожидалось, что добыча на Штокмане начнется в 2013 году. Но кризис внес свои коррективы: в сентябре 2009 года глава «Газпром-экспорта» Александр Медведев сказал, что компания может отложить запуск месторождения после 2013 года, если спрос на газ в Европе не восстановится достаточно быстро.

Раз не получается запускать в срок мегапроекты на новых территориях, может, стоит заняться энергосбережением? Недаром эксперты считают, что самые крупные газовые месторождения находятся не за Полярным кругом, а в городах и промышленных центрах России. И больше внимания уделять увеличению коэффициента извлечения нефти на разрабатываемых месторождениях и добыче низконапорного газа, введению в эксплуатацию мелких месторождений в традиционных регионах добычи. Кстати, там проще решать социально-бытовые вопросы, чем на Крайнем Севере. Правда тогда нужна иная структура отрасли – больше малых и средних компаний, осваивающих мелкие или сильно выработанные месторождения, не интересные российским ВИНК и «Газпрому». По этому пути сейчас идет Норвегия. Но такой вариант вряд ли устроит наше «национальное достояние».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1373
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2305
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
1606
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
1619

Другие новости