0
1715
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

10.11.2009 00:00:00

Место России в будущем ядерном бизнесе

Тэги: уран, магатэ, россия


уран, магатэ, россия Ральф Линкор открывает заседание форума Центра европейской энергетической стратегии.
Фото автора

Брюссельская конференция Центра европейской энергетической стратегии (Centre for European Energy Strategy-C.E.R.E.S.), посвященная проблеме организации полного ядерного цикла (The Nuclear Fuel Cycle), собрала немало участников – ученых и политиков со всей Европы и из США, представителей ведущих мировых энергетических концернов, таких как французская Areva и CDF, немецкие Siemens, RWE, EnBW Kraftwerke, британско-немецкая-голландская URENCO, американская Westinghouse.

Основная проблема, обсуждавшаяся на конференции, была связана с возрождением интереса к ядерной энергетике практически во всех странах мира, что обусловлено повсеместным ростом энергопотребления при ограниченности энергоресурсов. Можно утверждать, что синдром Чернобыля окончательно преодолен и все больше государств воспринимают атомную энергию как полезный источник энергии для настоящего и будущего. Во главу угла сегодня ставится как в политическом, так и в экономическом смысле глобальная энергетическая безопасность. А ее в настоящий момент может обеспечить в полной мере только ядерная энергетика. Углеводородные ресурсы ограничены, а возобновляемые источники энергии пока еще технологически слабо освоены и не доказали свою экономичность. Но, и мы знаем это, атомная энергетика имеет две стороны: мирную и военную. В свое время развитие военной стороны открыло возможность мирного использования атомной энергии. Но исследования в мирной области, и в первую очередь обогащение урана, могут сегодня привести к созданию атомной бомбы. При этом искушение слишком велико. В число ядерных держав, обладающих бомбой, уже вошли не только Индия и Пакистан, но и Северная Корея, а по некоторым данным, и Израиль. Очень близко к этому, судя по всему, подошел и Иран.

Необходимость контрольных механизмов

Действующий сегодня устав нераспространения ядерного оружия не слишком надежен, не все его придерживаются, и возможности для перепроверки его действенности в различных странах со стороны МАГАТЭ ограничены, хотя бы потому, что 90 государств не подписали договор о нераспространении. А число государств, в первую очередь развивающихся, которые самостоятельно занимаются обогащением урана, постоянно растет. Создание полного ядерного цикла горючего имеет только тогда экономический смысл, если речь идет о масштабном развитии атомной энергетики. Поэтому генеральный директор МАГАТЭ предложил в свое время поставить весь цикл создания ядерного топлива для АЭС под международный контроль. Речь идет о так называемом банке низкообогащенного урана под контролем МАГАТЭ, который мог бы предоставлять ядерное топливо под свои гарантии нуждающимся в нем странам и этим оградить их от соблазна обогащать уран. В качестве продавцов обогащенного урана на мировом рынке сейчас выступают шесть стран: США, Россия, Франция и три страны, объединенные в организацию URENCO. Это – группа ядерных топливных компаний, имеющих заводы по обогащению урана в Германии, Нидерландах и Соединенном Королевстве. Их доля на рынке услуг обогащения урана составляет 25%, и они поставляют обогащенный уран примерно в 15 стран в Европе и за ее пределами. Именно эти страны и выступили с предложениями по созданию таких банков обогащенного урана. На сегодня существуют по меньшей мере около десяти подобных проектов.

Старейший из них – американский проект, выдвинутый в Вене в сентябре 2005 года. За ним последовал модифицированный американский проект GNEP (Global Nuclear Energy Partnership), выдвинутый президентом Бушем в феврале 2006 года. Имеются также проекты, предложенные мировой ядерной ассоциацией – World Nuclear Association (WNA) в мае 2006 года; группой шести стран в составе Франции, Германии, России, Голландии, Великобритании и США в июне 2006 года; японской информационной системой постоянной готовности (Standby Arrangements System) в сентябре 2006 года; предложение о создании банка ядерного топлива МАГАТЭ, поступившее в сентябре 2006 года; британская идея Enrichment Bonds Proposal, получившая известность в сентябре 2006 года и поддержанная Германией и Голландией; немецкое предложение – Multirateral Enrichment Sanctuary Project; наконец, российское предложение, выдвинутое в январе 2006 года. Наиболее продвинутыми в плане практической реализации оказались российский и американский проекты, основное отличие между которыми состояло в контрольных функциях. Россияне предпочитали контроль МАГАТЭ, а американцы – собственный. Однако после того как в апреле 2009 года Министерство энергетики США закрыло проект GNEP, единственным реализуемым оказался российский проект.


С 15 ноября над входом в Европарламент появятся фотографии новых лауреатов Сахаровской премии – руководителей общества «Мемориал».
Фото автора

Российская идея

Это проект российского президента Путина, выдвинутый в январе 2006 года, о создании Международного центра обогащения урана. Причем он рассматривается в России в качестве первого шага или начального этапа в направлении глобального распространения ядерной энергетики. Тут можно привести мнение президента американского ядерного сообщества (American Nuclear Societe) Томаса Зандерса, что экспорт ядерных устройств, топлива для них и услуг для производства электроэнергии представляет собой очень перспективный рынок будущего. Концепция создания международных центров обогащения урана с целью свободного доступа без какой-либо дискриминации неядерных государств к слабо обогащенному урану для АЭС при условии нераспространения является сегодня составной частью проекта Концепция-2020 – основного документа экономического развития России до 2020. Первый центр обогащения основан в 2007 году в сибирском Ангарске как открытое акционерное общество при участии Казахстана и Армении. Российское участие («Росатом») составляет приблизительно 80%. Доли Казахстана и Армении соответственно по 10%. Сейчас ведутся переговоры с Украиной, которая уже приняла политическое решение об участии в этом проекте. Киев планирует купить 10% акций. В настоящее время центр занят созданием 120 тонн обогащенного урана с уровнем обогащения от 2 до 4,95%. Этого достаточно для двух полных загрузок АЭС мощностью 1000 МВт. Урановый запас в Ангарске служит резервом для гарантийных поставок обогащенного урана дополнительно к уже существующему коммерческому рынку ядерного горючего и как защита участников проекта от перерывов в поставках ядерного горючего по каким-либо, в том числе политическим, причинам.

Для реализации поставок из центра обогащения требуются два договора между МАГАТЭ и Россией и между МАГАТЭ и государством, которое участвует в этом центре. Согласно первому договору ядерное горючее поставляется в МАГАТЭ и только оттуда – в соответствующее государство, которое, конечно, негарантированно входит в договор о нераспространении.

Что важно при этом?

1. Ядерное топливо будет поставляться во все государства, которые соответствуют критериям нераспространения.

2. При этом не устанавливаются никакие дополнительные условия (например, государство-покупатель имеет право на развитие национального цикла обогащения).

3. МАГАТЭ не несет никаких финансовых издержек. Расходы несут Россия и потребитель.

4. Предполагается, что поставляемые количества ядерного горючего относительно малы и не угрожают вследствие этого коммерческому рынку обогащенного урана.

В будущем деятельность центра в Ангарске будет дополнена строительством хранилищ для ядерных отходов, а также созданием международного центра для получения другого вида ядерного горючего Mox (ОXID MIXED FUEL) для легководородных ядерных реакторов (LWR) и производства водорода. Ожидается, что реализация таких проектов расширит долю России на международном рынке ядерного топлива, технологий и услуг.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
1493
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
1332
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
1254
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
1460

Другие новости