"Газпром" хочет щедро инвестировать в Нигерии, крупнейшем производителе нефти в Африке, однако вполне может упустить Арктику┘
Фото Reuters
С осени 2008 года Арктика, в которой сосредоточена одна четвертая часть мировых ресурсов углеводородов, стала звездой российской нефтегазовой политики. В сентябре Совбез утвердил «Основы государственной политики России в Арктике на период до 2020 года» и было решено превратить Арктику в ресурсную базу России XXI века.
Впрочем, освоение нефтегазовых богатств арктических морей – вопрос далекого будущего. Похоже, разработка шельфа будет сугубо государственным делом: в 2008 году были приняты поправки к закону о континентальном шельфе, которые отдали его на откуп «Газпрому» и «Роснефти».
Шаг вперед – два шага назад
Центр газодобычи «Газпрома» – Ямало-Ненецкий АО. Его основные месторождения – Уренгой, Ямбург и Медвежье, дающие две трети «газпромовского» газа, – вступили в стадию падающей добычи. После распада СССР «Газпром» ввел в эксплуатацию Заполярное месторождение с запасами газа в 3,3 трлн. куб. м. Осенью 2004 оно вышло на проектную мощность – 100 млрд. куб. м в год.
В 2007 году было запущено Южно-Русское месторождение с запасами газа в 1 трлн. куб. м и нефти – 57 млн. т. Лицензией на его разведку и разработку владеет «Севернефтегазпром», чьи акционеры – «Газпром» и BASF – в 2007 году подписали соглашение об обмене активами в области газодобычи и торговли природным газом. (А дочерние предприятия «Газпрома» и BASF создали СП «Ачимгаз», добывающее газ и конденсат из ачимовских отложений Уренгойского месторождения.) На проектную мощность в 25 млрд. куб. м Южно-Русское должно выйти в 2009 году. Но Заполярного и Южно-Русского мало, чтобы компенсировать падение добычи на трех старых гигантах.
Прочие северные успехи «Газпрома» скромны. Возьмем Приразломное месторождение на шельфе Баренцева моря с извлекаемыми запасами нефти в 46,4 млн. т, которое должен осваивать «Росшельф». «Газпром», крупный акционер «Росшельфа», не хотел допускать российские компании, например «ЛУКОЙЛ», к освоению Приразломного. Правда, монополия в одиночку не справлялась, и проект застопорился. Пришлось звать на помощь «Роснефть», с которой в 2001 году было создано СП «Севморнефтегаз». Благодаря «Роснефти», имеющей опыт работы на сахалинском шельфе, у проекта началась новая жизнь. К 2002 году инвестиции «Газпрома» и «Роснефти» в проект сравнялись. Потом «Роснефть» консолидировала блок-пакет в «Росшельфе» и де-юре стала лидером проектов «Севморнефтегаза». Но в 2005 году «Роснефть» продала свою долю в СП «Газпрому» – нужны были деньги, чтобы оплатить «Юганскнефтегаз». А в кризис говорят, что «Газпром» думает в очередной раз отложить запуск Приразломного.
Ямальский капкан
Самый важный северный добычной проект «Газпрома» – Ямал. На Ямале открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений с запасами газа в 16 трлн. куб. м и ресурсами газа в 22 трлн. куб. м. Самое крупное месторождение Ямала – Бованенково с 4,9 трлн. куб. м запасов газа – может давать 115 млрд. куб. м в год. На освоении Ямала настаивают давно: еще в начале 90-х губернатор ЯНАО Юрий Неелов оценивал, что оно обойдется в 67 млрд. долл. «Газпром» и администрация ЯНАО в 2002 году разработали «Программу комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий» и провозгласили Ямал регионом стратегических интересов монополии. Только на газотранспортную систему Ямала «Газпром» собирался потратить 80–100 млрд. долл. Ждали, что полуостров к 2030 году будет давать 310–360 млрд. куб. м в год. Пока цены на нефть росли, у «Газпрома» были иные приоритеты: скупка непрофильных активов, строительство экспортных газопроводов, установление контроля над независимыми производителями газа, приобретение «Сибнефти», чья добыча падает давно – с 34 млн. т в 2004 году до 30 млн. т в 2008-м┘ А в декабре 2008 года, в разгар кризиса, «Газпром» начал осуществлять мегапроект Ямал: строить систему магистральных газопроводов Бованенково–Ухта, предназначенных для перекачки бованенковского газа в Единую систему газоснабжения России, бурить первую эксплуатационную скважину.
Но не прошло и полгода, как «Газпром» решил сократить инвестиции за 2009 год на 30% и перенести запуск Бованенково с третьего квартала 2011 на третий квартал 2012 года. Главная причина – изменившиеся прогнозы по спросу и добыче газа.
Многие мейджоры и национальные нефтяные компании в кризис ведут себя иначе: стараются на стадии сегодняшнего экономического спада не слишком резать свои инвестиционные программы, вместо этого сокращая издержки. Учитывая длинный инвестиционный цикл в нефтегазовой промышленности, они боятся, что иначе им будет тяжело наверстать упущенное по капвложениям, когда начнется подъем.
Штокман и кризис
Интересно, как кризис отразится на Штокмане с запасами газа в 3,8 трлн. куб. м? Политическая неопределенность вокруг него длилась долго: «Газпром» то составлял шорт-лист иностранных партнеров (Chevron, ConocoPhillips, Total, Statoil и Norsk Hydro), то собирался осваивать Штокман самостоятельно, хотя у компании нет ни нужных технологий, ни опыта работы в северных морях. Наконец, в 2007 году в проект позвали Total и StatoilHydro. Инвестиции в первую фазу освоения оценивали в 15 млрд. долл. и планировали запустить Штокман в 2013 году. Но с падением цен на нефть (а для освоения Штокмана нужны 50–60 долл/барр) стало ясно, что одновременно разрабатывать Штокман и Бованенково «Газпрому» будет тяжело. Пока временно пожертвовали Бованенково. Но «Газпром» считает, что спрос на газ не восстановится и через три года. «Газпром» с трудом запускает свои северные месторождения, зато виртуозно берет под контроль чужие проекты. Особо показательна история «ИТЕРЫ». Введя в эксплуатацию Береговое месторождение в Ямало-Ненецком АО в 2003 году, «ИТЕРА» не смогла добывать на нем газ, поскольку «Газпром» не пускал его в свои магистральные трубопроводы.
«Роснефть» – зеркало арктической эпопеи
Конкурент «Газпрома» в Арктике – «Роснефть», чьи успехи там неоднозначны. Ее основная северная дочерняя компания – «Пурнефтегаз», работающий в ЯНАО. В 90-е годы прошлого века компания считалась одной из перспективнейших в российской нефтянке. Но запасы двух ее основных месторождений – Барсуковского и Тарасовского – выработаны на 40%. Если решится проблема с утилизацией добываемого попутного газа (если его пустят в ЕСГ «Газпрома»), «Роснефть» намерена реализовать потенциал крупнейшего Комсомольского месторождения. А пока добыча нефти «Пурнефтегаза» упорно падает: с 10,2 млн. т в 2005 году до 8,2 млн. т в 2008-м. «Роснефть» присутствует и в Тимано-Печоре через «Северную нефть», которую она купила в 2003 году. «Северная нефть» разрабатывает Вал Гамбурцева, где средний дебит скважин – 160 т в сутки, но ее добыча последние два года снижается.
На севере Тимано-Печоры работает «Полярное сияние», СП «Роснефти» и ConocoPhillips, на четырех нефтяных месторождениях Ардалинской группы. Добыча «Полярного сияния» сокращается: с 1,2 млн. т нефти в 2006 году до 1,0 млн. т в 2008-м.
«Роснефть» активизировалась в Красноярском крае, в первую очередь на Ванкоре. Лицензии на него «Роснефть» получила в 2003 году, купив в затяжных боях с ЮКОСом и Total Англо-Сибирскую нефтяную компанию. И за счет доразведки более чем удвоила извлекаемые запасы месторождения, чья нефть пойдет на заполнение ВСТО. Но срок его запуска уже переносили с 2008 года на 2009-й.
«Роснефть» закрепилась и в Юрубчено-Тохомской зоне (ЮТЗ), приобретя ВСНК, ранее принадлежавшую ЮКОСу, в 2007 году. «Роснефть» планирует разрабатывать Юрубчено-Тохомское месторождение в два этапа из-за его сложного геологического строения. Подготовительный этап продлится с 2008 по 2012 год. «Роснефть» ожидает, что добыча нефти на месторождении с 2012 года составит 2,3 млн. т в год. Интересно, что ЮКОС намечал начало промышленного освоения ЮТЗ на 2007 год...
Лучше меньше, да лучше
Частные компании при этом добились на севере немалых успехов. Продуктивно работает в Тимано-Печоре «ЛУКОЙЛ», который практически запустил эту нефтегазовую провинцию. В 2005 году ConocoPhillips (30%) создала вместе с «ЛУКОЙЛом» (70%) СП «Нарьянмарнефтегаз» для разработки запасов севера Тимано-Печоры, в том числе Южно-Хыльчуюского месторождения. Первая нефть пошла с него летом 2008 года.
«ЛУКОЙЛ» начал промышленную добычу газа в ЯНАО в 2005 году, введя в эксплуатацию Находкинское месторождение. И вынужден продавать его газ на устье скважины «Газпрому». Весной 2009 года, невзирая на кризис, «ЛУКОЙЛ» приступил к бурению первой эксплуатационной скважины на Пякяхинском газоконденсатном месторождении в ЯНАО с доказанными запасами в 70 млн. барр. нефти и 1,9 трлн. куб. фут. газа. Компания собирается запустить его в четвертом квартале 2011 года.
ТНК-ВР владеет «Роспан Интернешнл», созданным в 1992 году для разработки ачимовских газовых пластов Восточно-Уренгойского месторождения в ЯНАО. Но у него возникают обычные для независимых производителей газа проблемы. В 2008 году «Газпром» сократил его квоту на прокачку газа до 1,2 млрд. куб. м, хотя «Роспан» может добывать в три раза больше. Кроме того, ТНК-ВР изучает глубокозалегающие юрские отложения на Русском месторождении тяжелой нефти в ЯНАО, реализует и Большехетский проект на севере Красноярского края, открыла ресурсную базу в 1 млрд. барр. н.э. на Сузунском и Тагульском месторождениях и в 2008 году начала многолетнюю программу бурения и сейсморазведки. Но кризис может отсрочить новые проекты – Большехетский проект и Русское месторождение – с 2011-го до 2013 года.
Так что проблем с освоением даже арктической суши много, и они обострились в кризис. Но при этом «Газпром» хочет щедро инвестировать в Нигерии. Да, международная экспансия нужна, да, Нигерия – крупнейший производитель нефти в Африке, себестоимость добычи там ниже, чем на нашем севере. Но в стране давно идут боевые действия, и повстанцы лихо взрывают объекты нефтегазовой промышленности. Погнавшись за Нигерией, не упустить бы Арктику┘