0
3258
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

14.04.2009 00:00:00

Азбука нефтедобычи

Виктор Кузнецов

Об авторе: Виктор Владимирович Кузнецов - ведущий научный сотрудник Всероссийского нефтегазового НИИ, член Союза писателей Москвы.

Тэги: нефть, газ, добыча


нефть, газ, добыча Разливы нефти, бурового раствора, химических реагентов были обычным делом при бурении или при химической обработке скважин.
Фото предоставлено Всероссийским нефтегазовым НИИ

В России открыто и разведано более 2400 нефтяных и газонефтяных месторождений. Около 70% разведанных запасов размещено в Западной Сибири. На втором месте (18%) – Волго-Уральская область, на третьем – Тимано-Печорская провинция.

На долю нашей страны приходится теперь примерно 11 млрд. т (5–6% текущих мировых запасов). Для сравнения скажу, что в Саудовской Аравии сконцентрировано 25%, в Ираке – около 11%, в ОАЭ и Кувейте – по 9%, в Иране – 8,6%, в Венесуэле – 7,3%, в Нигерии – 3%, в США – 2,2–2,3%, в Норвегии – около 1%. Однако после «незабываемого» пикового 1988 года российская нефтедобыча, возросшая на короткий срок до 569,5 млн. т, резко упала до 301,3 млн.

Состояние российской нефтяной отрасли

В каком же состоянии находится российская нефтяная отрасль сейчас? С таким вопросом я обратился к одному из ведущих теоретиков и практиков нефтепромыслового дела, главному научному сотруднику Всероссийского нефтегазового НИИ имени академика А.П.Крылова профессору Булату Тагировичу Баишеву. Он более четырех десятков лет выполняет ведущую роль в Центральной комиссии по разработке природных ресурсов при Минприроды РФ.

Булат Тагирович напомнил, что в 1950 году в СССР было добыто всего 37,8 млн. т нефти. Но уже через десять лет, к 1960 году, добыча поднялась до 147,9 млн. т, то есть увеличилась почти в четыре раза. Связано это было с открытием и вводом в разработку уникальных по запасам и продуктивности месторождений «Второго Баку» – Туймазинского, Шкаповского и Арланского в Башкирии, Ромашкинского, Бавлинского и Ново-Елховского в Татарстане, Ярино-Каменноложского в Пермской области, Мухановского и Кулешовского в Самарской области... К 1970 году нефтедобыча достигла уже 353 млн. т – в 1960-е были открыты и вступили в строй гигантские нефтяные месторождения в Западной Сибири, самое известное среди них – Самотлорское газонефтяное.

«Страна наша, – говорит профессор Баишев, – смогла за короткий исторический период многократно увеличить годовую добычу нефти не только благодаря большой территории и быстрому приросту разведанных запасов нефти. Важную роль сыграла и созданная у нас технология разработки месторождений нефти и газа, которая была и остается самой передовой в мире. Заключается она в искусственном поддержании пластового давления. Если давление в нефтяных пластах, залегающих на глубинах от 1000 до 4000 метров от земной поверхности, превышает давление столба жидкости, то скважины фонтанируют. Поддержание пластового давления путем заводнения, разработанное академиком Крыловым и его учениками, позволило обеспечить высокие темпы разработки и объемы добычи. 90–95% нефти в нашей стране добывается именно таким способом».

Видов заводнения можно насчитать несколько десятков. Оно бывает законтурным и внутриконтурным, рядным через разрезающие ряды нагнетательных скважин и рассредоточенным через нагнетательные скважины в окружении добывающих... Число рядов добывающих скважин между двумя рядами нагнетательных может быть различным; а площадное заводнение – как рассредоточенным, так и избирательным. Больше половины добываемого в России углеводородного сырья, как известно, непрерывным потоком поступало и ныне поступает на рынки Европы, в Китай, Японию, на Американский континент. В 2008 году добыча нефти в России снизилась (в сравнении с 2007 годом) на 0,7% и составила 488,1 млн. т. Экспорт российской нефти сократился на 6,1%. Экономику, при которой страна живет за счет продажи нефти, профессор называет однобокой. И полагает, что она чревата немалыми потрясениями: «Они уже начались, и неизвестно, сколько еще продлятся. Руководство страны прекрасно это понимает и уже кое-что делает, чтобы страна меньше зависела от добывающих отраслей, от продажи нефти и газа. К сожалению, процесс этот небыстрый, заметные успехи могут появиться только через десять или пятнадцать лет...»

«Самую большую опасность, – считает Баишев, – в нынешних условиях представляют старые скважины, пробуренные 40–50 лет назад. Из-за коррозии труб или отсутствия цемента между трубами и породой через эти скважины глубинные высокоминерализованные воды проникают в поверхностные слои и в почву, что ведет к засолению грунтовых вод и отмиранию растительности. Экологическая безопасность объектов нефтедобычи целиком зависит от соблюдения не так давно принятых в РФ законов об охране окружающей природной среды и экологической экспертизе».

Что лучше?

Вопрос о сравнительной оценке деятельности частных и государственных компаний Булат Баишев назвал очень важным, но отметил, что его никогда не поднимают и не обсуждают на официальных совещаниях по анализу, контролю и регулированию разработки нефтяных месторождений. Нефтяных компаний с одним только иностранным капиталом в России нет. Капитал большинства компаний смешанный. Но есть компании и чисто государственные («Роснефть», «Зарубежнефть»), и полностью частные (российские). Частные компании разрабатывают мелкие месторождения с несколькими скважинами, иногда даже всего с одной. Когда возникает вопрос о невыполнении принятых решений, то спрос за нарушения проектов разработки с российских по преимуществу государственных компаний менее строг, чем с компаний с преобладанием частного капитала или компаний, созданных на условиях соглашений о разделе продукции (СРП).

Такие соглашения заключались для разработки залежей с особо осложненными условиями, к которым российские нефтедобытчики оказались неготовыми. Примером тому – открытое в конце 1970-х в Ненецком автономном округе Харьягинское месторождение нефти с высоким содержанием серы и парафина. Для его эксплуатации потребовалось антикоррозионное оборудование, а оно у нас в стране не производилось. В этой связи в 1999 году было заключено соглашение с крупнейшей французской нефтяной компанией Total о совместной разработке этого месторождения на условиях раздела продукции.

Некоторые специалисты сочли условия заключенного соглашения невыгодными для нашей страны, так как начать делить прибыль между сторонами предполагалось только после того, как инвесторам будут возмещены затраты, понесенные при вводе месторождения в разработку. Total не раз возбуждала арбитражные судебные процессы... Сейчас добыча нефти постепенно увеличивается, и российская сторона с 2006 года получает прибыль.

На условиях СРП с компаниями Exxon и Shell уже около 13 лет реализуются проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» по разработке нефтегазовых месторождений на шельфе Охотского моря. Булат Тагирович уверен, что тогда были приняты правильные и своевременные решения, выгодные России, – они дали нам опыт освоения нефтегазовых месторождений на шельфе: «Если зарубежные компании, участвующие в разработке российских месторождений, и не внесли ничего существенно нового в отечественные технологии, то с точки зрения организации и практического выполнения каждого этапа работ, а также технического и особенно научно-исследовательского обеспечения, нам у ведущих зарубежных компаний, безусловно, есть чему поучиться».

На вопрос, какой должна быть роль государства и может ли она кроме получения налогов ограничиться только ведением баланса запасов и контролем за рациональностью их выработки, Булат Тагирович отвечает: «Обе эти функции чрезвычайно важны и ограничивают условия эксплуатации месторождений. При получении лицензий компании сразу же попадают в достаточно жесткие рамки. Сегодня нет примеров лишения лицензий, но арбитражные и уголовные судебные дела, связанные с нарушениями утвержденных проектов разработки, хорошо известны – они приводили недропользователя к исправлению допущенных ошибок. Нефтяники ежегодно отчитываются и перед лицензионными комиссиями в регионах, и если обнаруживаются нарушения условий эксплуатации, исправляют недостатки... Нельзя забывать и о строгом Госгортехнадзоре – федеральной службе по горному, технологическому, экологическому и атомному контролю, неусыпно следящей за деятельностью компаний на промыслах».

Профессор Баишев не видит необходимости усиливать роль государства в контроле за разработкой нефтяных месторождений: «Излишнее вмешательство чиновников, порою недостаточно подготовленных и нечетко представляющих себе суть дела, может принести вред как нефтяным компаниям, так и самому государству. Переход на рыночные условия и был направлен именно на то, чтобы у производителя была свобода действий, ограниченная только законом».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
1232
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
1111
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
1045
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
1193

Другие новости