0
2730
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

09.12.2008 00:00:00

Координация или управление

Сергей Правосудов

Об авторе: Сергей Александрович Правосудов - кандидат исторических наук, директор Института национальной энергетики.

Тэги: газ, опек, газпром


газ, опек, газпром Возможность создания газового картеля обсуждается уже не один год. На снимке министр промышленности и энергетики Катара Абдулла бин Хамад аль-Аттиях.
Фото Reuters

Недавно в столице Ирана – Тегеране состоялась встреча делегаций ОАО «Газпром» во главе с председателем правления Алексеем Миллером, Ирана – под руководством министра нефти Голама-Хоссейна Назори и Катара – во главе с заместителем премьер-министра, министром промышленности и энергетики Абдуллой бин Хамадом аль-Аттияхом. Россия, Иран и Катар, суммарно располагающие примерно 60% мировых запасов голубого топлива, договорились координировать свои проекты в газовой сфере.

Министр нефти Ирана Голам-Хоссейн Назори по окончании встречи сообщил, что Россия, Иран и Катар согласовали условия создания газового ОПЕК: «В ходе встречи мы приняли важные решения. Существует потребность в появлении газового ОПЕК, и теперь достигнуто соглашение о его создании». Российские представители были менее категоричны.

Российский взгляд

«Нас объединяют крупнейшие в мире запасы газа, общие стратегические интересы и, что очень важно, высокий потенциал сотрудничества по трехсторонним проектам, – отметил Алексей Миллер. – Все это стало основой принципиально важного соглашения. Мы договорились о проведении регулярных, три-четыре раза в год, встреч «большой газовой тройки» для обсуждения важнейших вопросов развития газового рынка, представляющих взаимный интерес. По нашему мнению, такие консультации могут внести важный вклад в формирование повестки дня Форума стран – экспортеров газа. У нас общее видение целей и задач форума, необходимости его скорейшей трансформации в постоянно действующую организацию, служащую обеспечению надежных и стабильных поставок энергоносителей во всем мире. Будет также создан высший технический комитет из специалистов «Газпрома», Ирана и Катара для обсуждения вопросов реализации конкретных совместных проектов, охватывающих всю цепочку создания стоимости – от геологоразведки и добычи до транспортировки и маркетинга газа».

Позиция потребителей

Представители потребителей углеводородов, естественно, высказались против этой инициативы. «Мы в принципе против картелей для торговли продукцией, и углеводороды здесь не исключение. Мы считаем, что лучшее условие для продажи таких продуктов, как газ, – это свободный и прозрачный рынок», – сказал представитель Еврокомиссии Ферран Тарраделлас. Еврокомиссия заявила, что о картеле не было объявлено, и она будет ждать оповещения о любых действиях по заключению подобного соглашения, которое может заставить ЕС пересмотреть свою энергетическую политику.

Еще совсем недавно координация действий поставщиков газа была практически невозможна. Дело в том, что в мире не существовало единого газового рынка, а было несколько локальных (когда месторождения соединялись с потребителями газопроводами). С развитием технологий сжижения природного газа ситуация изменилась. Сегодня с помощью танкеров можно поставлять голубое топливо потребителям, находящимся на расстоянии свыше десяти тысяч километров от мест добычи.

За счет СПГ можно будет решить и проблему заниженной цены голубого топлива. Дело в том, что ценовые показатели трубопроводного газа формируются на основе котировок корзины нефтепродуктов. Однако в пересчете на тонны условного топлива газ всегда стоит дешевле нефти, хотя при его сжигании выделяется гораздо меньше вредных веществ. Очевидно, что эта несправедливость должна быть устранена. В настоящее время СПГ стоит дороже трубного газа. Если сформировать полноценную систему размена трубопроводного газа на сжиженный, можно будет устранить ценовую дискриминацию.

Иранские козыри

Позиция Ирана, говорящего о создании газового ОПЕК, понятна. Эта страна испытывает на себе санкции со стороны США и ЕС, следовательно, ей нечего терять, поэтому ее руководители и делают наиболее резкие заявления. Россия и Катар ведут себя гораздо более сдержанно. Они заинтересованы в укреплении своих позиций на международном газовом рынке, поэтому не стремятся идти на открытый конфликт с потребителями. Однако все страны-производители хотели бы сохранить высокие цены на голубое топливо, а для этого необходимо не допустить значительного переизбытка газа на тех или иных рынках (например, европейском).

Крупнейшим поставщиком газа в Европу традиционно является Россия. Наши страны связаны самой крупной в мире системой газопроводов. На севере Европы российскому газу приходится конкурировать с норвежским, а на юге – с алжирским. Однако в этих странах, в отличие от России, нет крупных неосвоенных месторождений, поэтому ожидать здесь значительного роста добычи не приходится. Представители Европейского союза неоднократно заявляли о своих опасениях попасть в чрезмерную зависимость от российского газа. Поэтому они пытаются найти альтернативных поставщиков голубого топлива.

Теоретически на эту роль мог бы претендовать Иран, который занимает второе место в мире (после России) по величине газовых запасов. Пока Иран продает небольшие объемы газа только в Турцию, но здесь регулярно возникают проблемы. Дело в том, что газопровод Иран–Турция проходит по территории, населенной курдами, которые уже неоднократно взрывали его, что приводило к прекращению поставок.

Поставкам иранского газа в Европу препятствуют США, которые уже давно ввели санкции против этой мусульманской страны. В начале 1980-х годов имущество американских нефтегазовых компаний в Иране было национализировано. США рассчитывают вернуться в эту страну, поэтому они протестуют против участия европейских корпораций в разработке иранских нефтегазовых ресурсов. С другой стороны, на иранский газ претендует Индия, которую поддерживает Россия.

Что нужно России?

Наша страна заинтересована в том, чтобы цены на газ на европейском рынке не обрушились. В настоящее время в Европе нет дефицита газа, а вот Индия испытывает острую потребность в экологически чистых энергоносителях. Очевидно, что и Иран не захочет поставлять свои ресурсы европейским потребителям по бросовым ценам. Поэтому сегодня активно прорабатывается план строительства газопровода Иран–Пакистан–Индия. Главным фактором, мешающим этому проекту, остается враждебность между правительствами Индии и Пакистана. Россия предлагает свои услуги для снятия этой проблемы. В настоящее время обсуждается вариант предоставления «Газпрому» функций оператора проекта по строительству и дальнейшей эксплуатации газовой магистрали из Ирана в Индию.

Здесь неразрывно переплелись политика и экономика. «Газпром» эксплуатирует самую большую в мире систему газопроводов, поэтому российские специалисты накопили уникальный опыт строительства и обслуживания газовых магистралей. Ирану же необходима политическая поддержка нашей страны на международном уровне. Кроме того, обсуждается вариант строительства в Катаре завода СПГ для сжижения иранского газа, который затем можно будет продавать по всему миру.

США в связи с истощением собственной ресурсной базы увеличивают импорт голубого топлива из соседней Канады и строят терминалы для приема СПГ. «Газпром» в 2014 году предполагает запустить в районе Мурманска крупный завод по сжижению газа гигантского Штокмановского месторождения. СПГ из Мурманска планируется поставлять именно на американский рынок. Кроме того, на западное побережье США будет поступать СПГ с Сахалина. Таким образом, Россия сможет стать крупным игроком на североамериканском рынке. Но «Газпром» может поделиться с американцами не только своим газом, но и опытом.

Сегодня в США активно обсуждается тема начала масштабной добычи газа на Аляске и строительства газопровода из этого северного штата на юг к основным районам потребления. Однако у американских компаний нет опыта работы в полярных широтах, зато у «Газпрома» его хоть отбавляй. Российская корпорация объявила о своей готовности принять участие в проектах на Аляске, как в добыче, так и в газовой транспортировке.

«Должна быть разработана комплексная программа освоения Аляски с привлечением компаний, которые имеют соответствующий опыт и знания, в частности «Газпрома», – заявил Алексей Миллер. – И мы готовы предложить здесь свои услуги, с учетом того что «Газпром» в настоящее время реализует в России газотранспортные проекты, в которых применяются самые передовые технологии, позволяющие газовым магистралям успешно функционировать в сложнейших природно-климатических условиях».

Не забывает «Газпром» и о Южной Америке. Президент Венесуэлы Уго Чавес пригласил российскую корпорацию принять участие в проектах по добыче нефти и газа. Ее специалисты уже подготовили генеральную схему развития газовой промышленности Венесуэлы. Кроме того, прорабатывается проект строительства газопровода Венесуэла–Бразилия–Аргентина, участником которого также может стать «Газпром».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
1220
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
1096
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
1031
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
1177

Другие новости