На доступ к арктическим ресурсам могут повлиять международно-правовые разногласия, которые пока не выходят за рамки дипломатических заявлений каждого из государств.
Фото Reuters
Энергетические ресурсы Арктики привлекают все более пристальное внимание стран, которые в перспективе рассчитывают с их помощью укрепить свои позиции. Уже сегодня такие государства, как Дания, США, Канада, Норвегия, Россия и даже Исландия, вступили в конкурентную борьбу друг с другом за контроль над арктическими ресурсами, пока еще скрытыми под толщами воды и льда. Оценки арктических нефтегазовых запасов различаются весьма сильно. Запасы нефти оцениваются в 20–46 млрд. т, а газа в 36–83 трлн. куб. м. При этом на Россию приходится 11–24 млрд. т нефти и 25–57 трлн. куб. м газа.
Международно-правовые разногласия
Прежде чем разработка арктических ресурсов получит зеленый свет, странам необходимо урегулировать спорные вопросы, поскольку основные претенденты на энергоресурсы Арктики имеют хвост серьезных разногласий. Например, речь идет о делимитации Россией и Норвегией 175 тыс. кв. км шельфа Баренцева моря. Еще в 1974 году СССР предложил Норвегии при делимитации морских пространств базироваться на границе «советского полярного сектора», установленного в 1926 году. Однако Норвегия, не имеющая своего арктического сектора, настояла на применении срединной линии, в 1977 году объявила исключительную экономическую зону у своего побережья и рыбоохранную зону шириной в 200 морских миль вокруг Шпицбергена и Медвежьего острова и ввела правила рыболовства. Это противоречило Парижскому договору 1920 года о Шпицбергене, поскольку данный договор не предоставлял Норвегии права на распространение своих суверенных прав и исключительной юрисдикции за пределы Шпицбергенского архипелага. В 1978 году СССР и Норвегия достигли временного соглашения, определив так называемую серую зону, расположенную между линией сектора и срединной линией площадью в 67,5 тыс. кв. км. В этой зоне предусматривалась общая квота вылова рыбы СССР и Норвегией, а также для третьих государств по советским или норвежским лицензиям. В 2007 году Директорат нефти Норвегии закончил картографирование морского дна к северу от Шпицбергена. В итоге Норвегия стала претендовать на акватории, в шесть раз превышающие ее сухопутные владения, считая, что Шпицберген является продолжением норвежского шельфа.
Не лучше история взаимоотношений между СССР и США. Договор 1867 года об уступке – продаже Аляски США, касался лишь сухопутных территорий. В 1920-х годах СССР и США, а также Норвегия, Дания и Канада договорились, что вода и острова в пределах полярного сектора являются частью территории каждого из государств. России достался наиболее крупный сектор. В 1982 году была подписана Конвенция ООН по морскому праву, установившая, что границы исключительной экономической зоны проходят на расстоянии 200 миль от берегов. Конвенция определила, что границы этой зоны могут быть расширены, если будет доказано, что шельф простирается за 200-мильную зону. В 1997 году Россия ратифицировала Конвенцию по морскому праву, ослабив свои позиции, достигнутые в 20-х годах прошлого века. Ранее, в 1980-х годах, США в одностороннем порядке обозначили границы 200-мильной зоны, отмеряя их от всех точек побережья. Это было зафиксировано в Соглашении о разграничении экономической зоны и континентального шельфа между Россией и США в Чукотском и Беринговом морях, подписанном министром иностранных дел СССР Э.Шеварднадзе и госсекретарем США Дж.Бейкером в 1990 году. США ратифицировали это соглашение, а Россия – нет. В результате шельф Берингова и Чукотского морей де-факто делится между Россией и США в пропорции 30 к 70 соответственно. На сегодня итогом этого соглашения для России является ежегодная потеря около 200 млн. долл. только за счет вылова биоресурсов.
Впрочем, разногласия есть не только у России. В 1945 году были усилены притязания американцев на континентальный шельф в заливе Мэн. В 1970 году Канада согласилась на установление разграничительной линии в районе залива Мэн в соответствии с принципами Женевской конвенции 1958 года о континентальном шельфе. В 1977 году Канада установила 200-мильную рыболовную зону и официально объявила о своих территориальных водах в данном районе. В 1984 году спор по заливу Мэн рассматривался в Международном суде ООН. По решению суда две трети вод залива Мэн отошло к США, треть – к Канаде.
Дания и Канада должны выяснить между собой вопрос относительно крошечного необитаемого острова Ханса, находящегося между Гренландией и Землей Баффина. США и Канада должны урегулировать вопросы, связанные с северо-западным проходом и спором о морской границе в заливе Мэн. Горячей точкой в Арктике является делимитация границ Берингова и Чукотского морей между Россией и США.
Один из основных споров развернулся вокруг хребта Ломоносова, который достигает России, Гренландии и Канады. После российской экспедиции «Арктика-2000» было заявлено, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением континента и арктический континентальный шельф России на 1,2 млн. кв. км больше, чем это считалось раньше. В 2001 году Россия подала заявку на установление границ шельфа в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. В соответствии с ней под юрисдикцию России попадали котловина Подводников, хребты Менделеева и Ломоносова. Заявка была возвращена на доработку. Для того чтобы убедить комиссию, необходимо провести глубоководное бурение в различных точках шельфа, а не только столбить его флагами.
Как делить
В настоящее время имеется несколько подходов к разделу арктических территорий. Один из них – секторальный. Русско-американский договор 1867 года признал в качестве линии разграничения владений двух стран меридиан, служащий боковой границей сектора в Беринговом проливе. В ноте-депеше российского правительства от 20 сентября 1916 года сообщалось, что частью России являются острова Генриетты, Жанетты, Беннеты, Уединения, Новосибирские, Врангеля, Новая Земля, Колгуев, Вайгач и другие, «ввиду того, что их принадлежность к территории империи является общепризнанной в течение столетий». Меморандум советского правительства от 4 ноября 1924 года подтвердил ноту-депешу. В 1926 году вышло постановление Президиума ЦИК СССР «Об объявлении территорий Союза ССР, земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». Оно объявляло географическое арктическое пространство в виде сектора между меридианами 32╠04'35'' восточной долготы и 168╠49'30'' западной долготы, за исключением восточных островов архипелага Шпицберген.
Границы полярных секторов не считались государственными границами, а установление полярного сектора не предрешало вопроса о правовом режиме входящих в этот сектор морских пространств, не касаясь ни дна, ни рыбных ресурсов. Права СССР в арктических районах, принадлежавших к его территории, обеспечивались Законом СССР «О государственной границе» 1982 года, указом Президиума Верховного Совета СССР «О континентальном шельфе Союза ССР» 1968 года. Эти положения нормативно-правовых актов перешли в российское законодательство. В конце 1990-х годов в Госдуму РФ был внесен проект Федерального закона «Об арктической зоне Российской Федерации», но он не был принят. Секторального принципа придерживается и Канада.
Принципа «интернационализации» проблемы придерживаются США, Норвегия, Дания. Эти страны считают, что на арктические водные пространства должны полностью распространяться универсальные нормы, определяющие общий режим открытого моря, а региональное решение проблем Арктики должно решаться на базе широкого опыта сотрудничества Приарктических стран.
Интересы России
Согласно национальной морской политике на арктическом направлении роль Арктики определяется возможностью обеспечения свободного выхода российского флота в Атлантику, богатствами исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, решающей ролью Северного флота для обороны государства с морских и океанских направлений.
Арктика может стать новой топливно-энергетической базой. Здесь расположено 10 крупных месторождений – Самотлорское, Приобское, Федоровское, Лянторское, Мамонтовское и другие. В 1989 году на шельфе Печорского моря в 950 км от Мурманска было открыто Приразломное нефтяное месторождение с начальными геологическими запасами в 230 млн. т. К 2010 году планируется добывать до 7,5 млн. т нефти и доставлять ее танкерами. В последние годы были открыты Западно-Сибирская провинция с супергигантскими газовыми месторождениями: Уренгойское – 7,29 трлн. куб. м, Ямбургское – 4,78 трлн. куб. м, Бованенковское – 4,92 трлн. куб. м, Заполярное – 3,53 трлн. куб. м, Русское и другие. Была открыта Баренцево-Карская провинция с газоконденсатными месторождениями: Штокмановское – 3,2 трлн. куб. м, Русановское (Карское море) – 3,0 трлн. куб. м, Ленинградское (Карское море) – 3,0 трлн. куб. м, Лудловское.
Летом 2007 года Россия осуществила попытку установить суверенитет над своей частью континентального шельфа. Батискафы «Мир-1» и «Мир-2» достигли дна в районе Северного полюса, отобрали пробы грунта и установили на арктическом дне государственный флаг России. В 2009 году планируется подать заявку в Комиссию по границам континентального шельфа на присоединение хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу, которая будет оценивать естественнонаучные параметры представленных данных.
Долгосрочной задачей России является исследование и освоение Арктики с ориентацией на развитие экспортных отраслей хозяйства, создание судов ледового класса для морских перевозок, специализированных судов для рыбопромыслового и научно-исследовательского флотов. Россия заинтересована в ограничении иностранной военно-морской деятельности на основе соглашений с ведущими морскими державами, активизировавшими свою деятельность в этом районе мира. Так, в 2004 году Дания выделила средства на поиск доказательств связи хребта Ломоносова с островом Гренландия, а в 2007 году направила экспедицию к Северному полюсу. Комитет Сената США по торговле, науке и транспорту утвердил законопроект о выделении 8,2 млрд. долл. береговой охране США, поддержав решение о строительстве двух новых ледоколов в дополнение к действующим «Хили» и «Полярное море» и модернизацию третьего – «Полярная звезда». В 2007–2008 годах США направляли в Арктику ледокол «Хили» для нанесения на карту очертаний арктического морского дна.
Канада намеревается выделить 7 млрд. долл. на строительство 8 судов для патрулирования Арктики, построить на северной оконечности острова Баффинова Земля в Арктик-бэй глубоководный порт для захода коммерческих и военных судов, а в местечке Нанисивик у восточного входа в стратегически важный Северо-Западный проход из Атлантики в Тихий океан создать военно-морскую базу. Одним из шагов Канады по усилению своих позиций в Арктике должно стать размещение нового армейского тренировочного лагеря в провинции Нунавут в населенном пункте Ризольют-бэй на острове Корнуоллис, расположенном в 595 км от Северного полюса, для подготовки военнослужащих к операциям в арктических условиях.
Неясные перспективы
В настоящее время существуют серьезные трудности в освоении Арктики. Необходимо преодолевать громадные территории, осуществлять адаптацию к суровым климатическим условиям. Препятствием является отсутствие инфраструктуры. Следует учитывать удаленность от основных экономических и административно-политических центров России и большую зависимость от транспортной доступности конкретного района. Освоение Арктики требует высоких технологий.
Энергетические ресурсы Арктики имеют многообещающие перспективы и могут стать, как отмечал президент России, ресурсной базой страны XXI века. Однако на доступ к ним могут повлиять международно-правовые разногласия, которые пока не выходят за рамки дипломатических заявлений каждого из государств.