Проблемы перехода черного золота в светлые нефтепродукты становятся тормозом для экономики России.
Александр Родченко. "Шаровые поверхности". Третьяковская галерея
За период 2000–2007 годов количество действующих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в мире снизилось с 753 до 657. Однако мощности по переработке выросли за тот же период с 4090 до 4265 млн. т, или на 175 млн. т. За последние два года произошла определенная стабилизация как количества действующих НПЗ, так и объемов переработки нефти: количество НПЗ снизилось на одну единицу (с 658 в 2006 году до 657 в 2007 году), а мощности по переработке нефти по сравнению с 2006 годом выросли всего на 6,46 млн. т.
Наибольший объем прироста мощностей по переработке отмечен в Северной Америке – 5,15 млн. т, в странах Восточной Европы – 3,55 млн. т, в Африке – 3,3 млн. т. В остальных регионах мира произошло снижение объемов переработки: в странах АТР и Западной Европы объемы переработки снизились соответственно на 4,8 и 0,65 млн. т, в странах Ближнего Востока потеря мощностей – всего 0,095 млн. т, а в странах Латинской Америки прирост составил 0,01 млн. т.
За 2006–2007 годы в мире не было построено новых НПЗ, а небольшие объемы прироста происходили за счет наращивания мощностей на существующих НПЗ.
Проблема светлых нефтепродуктов
На ближайшую перспективу рост спроса, особенно на светлые нефтепродукты, будет идти быстрее темпов наращивания мощностей по их производству. Одним из выходов из этого положения является дальнейшее повышение коэффициента загрузки или привлечения к переработке более дорогой легкой нефти для производства большего объема светлых нефтепродуктов.
Однако коэффициенты загрузки НПЗ в США и в странах Западной Европы фактически достигли предельных величин и колеблются на уровне 90%, что не дает возможности наращивать объемы переработки нефти за счет повышения этого показателя. Также трудно обеспечить наращивание объемов производства светлых нефтепродуктов за счет привлечения к переработке больших объемов легкой нефти. В перспективе доля последней в мировой добыче будет снижаться при росте доли добычи тяжелой нефти, включая битумы.
В странах Западной Европы еще имеются определенные резервы повышения выхода светлых нефтепродуктов на действующих НПЗ за счет повышения доли вторичных процессов, как каталитический крекинг и гидрокрекинг, каталитический риформинг и алкилирование. В США же такие возможности находятся на пределе: на действующих НПЗ уже достигнут максимально возможный выход автомобильного бензина от 450 до 500 л на одну тонну сырой нефти.
Основной рост спроса на перспективу в США сохранится за светлыми нефтепродуктами и в первую очередь на автомобильные бензины и дизельное топливо. При сохранении производства бензина на уровне 380–400, дизельного топлива – 205–215 млн. т в год США предпринимаются усилия по наращиванию объемов производства альтернативных видов топлива и прежде всего этанола и биодизеля.
В принятом в декабре 2007 года «Законе об энергетической независимости и безопасности» (The Energy Independence and Security Act) предусмотрено доведение производства этанола к 2022 году до 108 млн. т по сравнению с его производством в 2007 году в объеме около 18,7 млн. т. Более половины производства будет обеспечиваться за счет зерновых культур (в основном кукурузы), остальной объем – за счет отходов производства деревообрабатывающих отраслей. Наращиванием производства этанола США планируют сократить объем импорта нефти из стран – членов ОПЕК. Но ряд западных экспертов, в том числе американских, опровергают оптимистические прогнозы быстрого наращивания производства этанола, что позволило бы сократить импорт нефти из нестабильных и некоторых враждебных стран.
По данным Информационного агентства по энергии США (Energy Information Agency of the US – EIA), в 2007 году сокращение импорта нефти не произошло, несмотря на производство 18,7 млн. т этанола, энергетический эквивалент которого по отношению к бензину составляет 65%. Однако на такой же объем вырос объем потребления дизельного топлива, связанный с ростом его расхода на транспорт этанола. Таким образом, не произошло снижения импорта нефти в Америку в 2007 году и не ожидается его снижения и в 2008 году.
В связи с требованиями Агентства по охране окружающей среды США (The US Environmental Protection Agency – EPA) НПЗ страны должны выпускать к 2012 году дизельное топливо только с ультранизким содержанием серы менее 15 мг/л. В результате этого в Америке установилась более высокая цена на дизельное топливо по сравнению с бензином. Это обстоятельство должно бы привести к снижению спроса на дизельное топливо. Однако по расходу топлива дизельные двигатели более эффективны, чем бензиновые. Помимо этого новые модели дизельных двигателей 2007 года обеспечивают снижение выброса в атмосферу с выхлопными газами твердых частиц на 90% и значительно уменьшают объемы выброса окислов азота (NO2). Все это в перспективе будет способствовать наращиванию более высокими темпами потребления дизельного топлива по сравнению с бензином. Однако применяемые на НПЗ США и Западной Европы современные технологии переработки нефти позволяют в зависимости от спроса наращивать производство дизельного топлива на 10% при соответствующем сокращении производства бензина и наоборот.
Положение в нефтепереработке России
За годы экономических реформ наибольшее сокращение объема производства произошло в нефтепереработке и нефтехимических отраслях. Из-за резкого сокращения внутреннего потребления нефти при суммарных мощностях по первичной ее переработке 296 млн. т в год в 2000 году фактически переработано 168,7 млн. т, то есть загрузка нефтеперерабатывающих заводов упала до 49,8%. На большинстве НПЗ продолжала сохраняться отсталая структура нефтепереработки с низкой долей деструктивных углубляющих процессов, а также вторичных процессов, направленных на повышение качества продукции.
Все это обусловило низкую глубину переработки нефти и низкое качество выпускаемых нефтепродуктов. Глубина переработки нефти в 1999 году составила в среднем по России 67,4%, и только на Омском НПЗ она достигла 81,5%, приблизившись к западноевропейским стандартам. Для сравнения: на НПЗ США этот показатель был на уровне 90%.
Низкий выход наиболее ценных светлых нефтепродуктов делает относительно невысокой среднюю рыночную цену российских нефтепродуктов, получаемых из одной тонны нефти.
На протяжении многих десятилетий капиталовложения в нефтепереработку не превышали 6–7% от общих инвестиций в нефтяную промышленность в целом.
В последние годы наметилась обнадеживающая тенденция. Признаком улучшения является существенное увеличение инвестиций в нефтепереработку. В 2006 году они составили 40 млрд. руб., что на 11,7% больше, чем в 2005 году. Растет внутренний спрос на нефтепродукты. По данным Минпромэнерго, средняя загрузка действующих НПЗ по первичной переработке в 2005 году уже составила 80%, объем переработки увеличился со 179,4 в 2000 году до 219,8 млн. т в 2006 году. Глубина переработки нефти за этот период выросла с 67,6 до 71,3%. Однако более половины нефтеперерабатывающих заводов все еще имеют глубину переработки в диапазоне 50–70% и только у пяти из них она превышает 80%. Для сравнения: в США этот показатель уже находится на уровне 92%. При высокой глубине переработки резко повышаются объемы выпуска светлых нефтепродуктов, имеющих высокую добавленную стоимость. В США из одной тысячи сырой нефти получают от 450 до 500 л бензина, на наших же заводах – примерно 140 л.
Наряду с проблемой резкого повышения глубины переработки нефти остро стоит вопрос о качестве продукции. Доля товарных нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью все еще крайне мала. НПЗ продолжают выпускать относительно дешевые нефтепродукты, в том числе прямогонный бензин, вакуумный газойль, дизельное топливо низкого по сравнению с европейскими стандартами качества. Из-за этого российские нефтепродукты продаются на европейском рынке с трудом и в основном как сырье для дальнейшей переработки. Поэтому наши компании в основном ориентируются на вывоз сырой нефти, тем самым усиливая общую сырьевую направленность экспорта.
В последние годы на ряде НПЗ активно ведется строительство комплексов глубокой переработки нефти. В 2004 году вступил в строй комплекс гидрокрекинга вакуумного газойля на Пермском НПЗ («ЛУКОЙЛ»), в 2005 году запущена установка каталитического риформинга мощностью 600 тыс. т в год на Ярославнефтеоргсинтезе («Славнефть»), комплекс мягкого гидрокрекинга вакуумного газойля и каталитического крекинга на Рязанском НПЗ (ТНК-BP), строится комплекс гидрокрекинга вакуумного газойля на Киришинефтеоргсинтезе («Сургутнефтегаз») и т.д.
Одним из факторов, сдерживающих выпуск высококачественных моторных топлив, является состояние автопарка. Наличие в нем легковых и грузовых автомобилей устаревших моделей, потребляющих низкосортное топливо (бензин марки А-76), вызывает необходимость его производства. Российские министерства принимают меры по улучшению ситуации. Так, введен в действие новый технологический регламент по двигателям внутреннего сгорания, который будет способствовать ограничению спроса на низкосортное горючее и наращиванию производства высококачественных моторных топлив.
Мощный толчок повышению качества выпускаемых нефтепродуктов даст осуществление масштабного проекта по строительству современного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Нижнекамске (Татарстан). Инвестиции в проект составят 130,3 млрд. руб. В финансировании участвует правительство РФ, что служит хорошим примером реализации принципов государственно-частного партнерства. Ввод комплекса намечен на 2012 год. Он обеспечит переработку 7 млн. т в год высокосернистой нефти, добываемой на месторождениях Татарстана, и выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Так, моторные топлива будут соответствовать нормам «Евро-4» и «Евро-5», удовлетворяющим самые жесткие экологические требования.
К 2012 году также при поддержке государства намечается построить самый крупный в стране нефтеперерабатывающий завод в конечной точке строящегося нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Его мощность составит 20 млн. т нефти в год, капитальные вложения оцениваются в 150–200 млрд. руб., глубина переработки нефти составит 93%, что соответствует достигнутому уровню на НПЗ США. Предполагается выпуск бензина и дизельного топлива стандартов «Евро-4» и «Евро-5». При этом 95% продукции будет направляться на экспорт и 5% – на нужды Приморского края. Пока экспорт нефтепродуктов сдерживается тем, что большинство НПЗ расположены в глубине страны и транспортировка одной тонны их продукции до экспортных терминалов обходится в 20–80 долл. В перспективе государственно-частное партнерство должно найти широкое распространение и при модернизации действующих НПЗ. Это будет способствовать экспорту высококачественных нефтепродуктов при одновременном сокращении крайне невыгодного для страны экспорта сырой нефти.