В конце мая в саксонском Фрайберге была принята в эксплуатацию крупнейшая в мире установка по производству биотоплива второго поколения. Ее особенность в том, что в качестве сырья используются не продовольственные культуры, такие как рапс и кукуруза, а отходы – древесина и солома. Значение этого события подчеркнула канцлер ФРГ Ангела Меркель, которая специально приехала на торжественное открытие нового производства. По ее словам, «сегодня синтетическое топливо имеет все основания, чтобы быть существенной опорой безопасного для климата энергоснабжения». Одно из главных преимуществ нового метода изготовления биоспирта – это возможность экономить продукты питания. Как предполагают специалисты фирмы-разработчика Choren, биотопливо второго поколения сможет постепенно заменить растительное масло, добываемое из различных сельскохозяйственных культур и применяемое сейчас для изготовления этанола. С другой стороны, этот процесс не имеет ничего общего с ферментацией, которая лежит в основе изготовления биоэтанола из содержащих сахар растений.
Фирма Choren планирует довести производство биоэтанола второго поколения, которое названо BTL (жидкая биомасса), до уровня 18 млн. литров в год. Это соответствует годовой потребности в горючем 15 тыс. легковых автомобилей.
BTL обладает определенными преимуществами по сравнению с углеводородным сырьем и другими видами синтетического топлива. Оно снижает выбросы СО2 на 90% по сравнению с традиционным дизельным топливом. У него значительно меньше, чем у традиционного дизельного топлива, выброс частиц сажи и других вредных веществ, таких как окись углерода, углеводород, монооксиды азота. Оно может применяться без какой-либо конструктивной перестройки в любом дизельном моторе. Даже по сравнению с этанолом для его производства из растений (а это главным образом тополь и ива) требуется на 2/3 сельскохозяйственных площадей меньше.
BTL изготавливается с помощью трехступенчатой системы газификации, запатентованной Choren. На первом этапе биомасса с помощью нагрева в присутствии кислорода до 400–500 градусов по Цельсию разделяется на биококс и богатый смолистыми веществами газ. На второй стадии этот газ в специальной камере сгорания при температуре более 1400 градусов по Цельсию обогащается кислородом. На третьем этапе газ и перемолотый в пыль биококс смешиваются и превращаются в синтетический газ, который может применяться для производства электроэнергии и тепла или с помощью процесса Фишера–Тропша становиться жидким топливом. Процесс Фишера–Тропша, изобретенный в Германии 1920-х годов, уже 15 лет применяется в Малайзии для превращения природного газа в жидкое топливо. По мнению специалистов фирмы, именно для России биотопливо второго поколения может стать удачным решением для удаленных регионов, не располагающих централизованными источниками энергоснабжения.
Однако у нового вида биотоплива, с точки зрения местных экологов, есть и определенные минусы. Так, организация по защите окружающей среды «Гринпис» предполагает, что в Германии вряд ли найдется достаточное для производства BTL количество древесных отходов и все равно потребуется занимать пашни не под продовольственные культуры, а под быстрорастущие растения типа ивы и тополя, а возможно, и импортировать сырье из-за рубежа. Биотопливо второго поколения, кроме того, выходит еще дороже в изготовлении, чем этанол и биодизель. Поэтому потребуются значительные субсидии для его производства, что ударит по государственному бюджету. Кроме того, биотопливо не может решить проблему снижения выбросов СО2 в Германии. В общем пакете примерно 270 млн. тонн CO2, которые должны сэкономиться в Германии до 2020 года с применением обновляемых энергий, на долю биотоплива придется только 5 млн. тонн.