Атомная энергетика Украины стала ареной жесткой политической борьбы между президентом Украины и отдельными политическими силами.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
В последнее время ядерная энергетика Украины стала ареной жесткой политической борьбы между президентом Украины и отдельными политическими силами. Ради получения полного контроля над атомной энергетикой президент был готов ликвидировать «Укратомпром». Еще 13 августа 2007 года Виктор Ющенко приостановил действие двух правительственных нормативов, которые регламентируют работу концерна. Тогда же последовало его обращение в Конституционный суд за разъяснением действий кабинета министров. Однако в начале ноября суд отказал президенту в открытии производства по его представлению. Данное решение совпало с другим значимым для отрасли событием – увольнением 8 ноября 2007 года главы энергогенерирующей компании (НАЭК) «Энергоатом» Андрея Деркача в связи с избранием его депутатом Верховной Рады.
Целый месяц вокруг одной из ключевых должностей продолжалась закулисная борьба, которая под конец приобрела почти детективный оттенок. Так, 5 декабря на должность компании «Энергоатом» правительством был назначен Михаил Шевцов, который с ноября 2006 года занимал должность вице-президента компании по информатизации и анализу. Однако этим история с главой «Энергоатома» не завершилась. 10 декабря правительство отменило собственное решение о назначении М.Шевцова президентом «Энергоатома», оставив компанию без полноценного руководителя. Причины, которые заставили пойти правительство на такой шаг, не раскрываются. Можно лишь предположить, что идет нешуточная подковерная борьба за «Энергоатом», который является оператором всех четырех действующих АЭС Украины. Эксплуатирует Запорожскую, Южно-Украинскую, Ривненскую и Хмельницкую станции с 15 энергоблоками, оснащенными водо-водяными энергетическими реакторами, общей установленной электрической мощностью 13 835 МВт. Компания эксплуатирует Ташлыкскую ГАЭС мощностью 302 МВт и Александровскую ГЭС мощностью 11,5 МВт, которые вместе с Южно-Украинской АЭС объединены в Южно-Украинский энергетический комплекс.
Одновременно продолжается схватка за место главы «Укратомпрома». От того, кто сядет в это кресло, во многом будет зависеть, по какому сценарию будет развиваться ситуация в отрасли. Обсуждается несколько потенциальных кандидатур на руководителя компании.
Одна из кандидатур – известный оранжевый энергетик Иван Плачков, до недавнего времени глава Одесской обладминистрации. В период 2005–2006 годов на посту главы Минтопэнерго он проявил себя довольно неплохо – в это время вся государственная тепловая генерация увеличила объемы продаж электроэнергии на энергорынок. Помимо И.Плачкова большие шансы занять руководящие должности в электроэнергетике имеют и другие оранжевые кандидаты. Например, заместитель главы Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Юрий Продан, который имеет большой опыт в качестве руководителя Национальной комиссии по регулированию электроэнергетикой, а также Николай Мартыненко, имеющий свой бизнес в атомной отрасли, и друг Мартыненко и Плачкова – экс-глава «Энергоатома» Юрий Недашковский.
Есть и другие кандидатуры, которые так или иначе связаны с БЮТ. Неплохие шансы получить под свой контроль одно из энергетических ведомств имеет депутат от БЮТ Богдан Губский, который в течение 2007 года вел активную борьбу с главой Минтопэнерго Юрием Бойко за контроль над «Черкассыгазом» и «Винницагазом», а также Евгений Шаго, руководивший в свое время компанией «Единые энергетические системы Украины».
Что касается «Укрэнергоатома», то если в кресло его главы сядет человек, дружественный президенту, то, вероятнее всего, будут сменены руководители структурных подразделений концерна. Так, нового главу почти наверняка обретет один из мощнейших в Европе заводов по производству турбин – ОАО «Турбоатом». На сегодня этим государственным предприятием, 75,22% акций которого находится в управлении Фонда госимущества, руководит Виктор Субботин. Аналогичная судьба ожидает и единственную в Украине компанию по добыче урана – государственное предприятие «Восточный ГОК», которым последние несколько месяцев довольно успешно руководил подопечный Андрея Клюева Виктор Коваленко. В случае смены руководства «Укратомпрома» все шансы занять место Коваленко имеет известный в Желтых Водах бизнесмен Петр Перьков.
Смена руководства в ключевых компаниях, ответственных на развитие атомной отрасли Украины, может негативно сказаться на российско-украинских отношениях в этой сфере. Тем более, что политика «Энергоатома» в сфере международного сотрудничества была подвергнута резкой критике со стороны секретариата президента и СНБО. Основные обвинения – содействие России по установлению контроля над украинской ядерной энергетикой. Стоит вспомнить, что еще до парламентских выборов 30 сентября Виктор Ющенко поручил Генпрокуратуре и Службе безопасности Украины выяснить, не наносят ли ущерба действия украинского Государственного концерна «Укратомпром» национальным интересам Украины. Тогда Виктора Ющенко поддержала Юлия Тимошенко, которая обвинила руководство «Укратомпрома» в «сдаче» национальных интересов и в проведении политики, угрожающей национальной безопасности страны.
Главные претензии Ющенко и Тимошенко состоят в том, что «Укратомпром» якобы отклоняется от задекларированного курса на диверсификацию источников ядерного топлива для украинских АЭС и бесконтрольно допускает в атомную энергетику Украины российский капитал, чем оставляет Украину в полной зависимости от России. Поводом для таких заявлений со стороны президента и лидера БЮТ послужил протокол о намерениях, подписанный в июне в Киеве руководителями «Укратомпрома» и Росатома – Андреем Деркачем и Сергеем Кириенко. Следует отметить, что все построенные в Украине АЭС и их ядерные блоки были спроектированы еще в советское время и под советское ядерное топливо. Теперь это топливо поставляется российской компанией «ТВЭЛ».
В последнее время руководство Украины активно продвигает на украинский рынок ядерного топлива американскую компанию Westinghouse. Проект по квалификации американского ядерного топлива для украинских АЭС начался в 2000 году при поддержке правительства США и уже обошелся в 100 млн. долл. Сегодня шесть тепловыделяющих сборок (ТВС) Westinghouse находятся в экспериментальной эксплуатации на третьем блоке Южно-Украинской АЭС. Однако первая загрузка реактора этим топливом намечена только на 2009 год. Да и то если его использование будет признано безопасным. Кроме того, новые ТВС для украинских АЭС от Westinghouse лишь только разрабатываются. На их испытание, лицензирование и опытную эксплуатацию уйдут годы. В дополнение к этому сами специалисты Westinghouse признают, что их топливо не совсем подходит к неамериканским реакторам. Об этом же свидетельствует и проигрыш американцев российскому «ТВЭЛу» в тендерах на поставку своего топлива на реакторы советского образца в Чехии и Финляндии.
Аналогичная картина наблюдается и в отношениях еще с одним потенциальным украинским «диверсификатором» – французской компанией Areva. Топливо ее признано хорошим, но только для французских реакторов. На изготовление же подходящего для украинских АЭС французского топлива уйдет как минимум пять–семь лет. Таким образом, российские ТВЭЛы на сегодня самые оптимальные по соотношению «цена–качество».
Возня в атомной отрасли Украины позволяет по-иному взглянуть на произошедшие и планируемые кадровые перестановки, которые выглядят уже не столько как стремлением политических сил протолкнуть своих представителей на ключевые посты, сколько борьбой за украинский рынок, связанный с ядерным топливом.
Киев