0
2204
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

27.06.2007 00:00:00

Черноморский коридор для экспорта

Алексей Хайтун

Об авторе: Алексей Давыдович Хайтун - профессор, доктор экономических наук, Центр энергетической политики Института Европы РАН.

Тэги: нефть, черноморский регион


В полном смысле странами Черноморского региона являются Россия, Украина, Румыния, Болгария, Турция и Грузия, имеющие морские порты, связанная речной системой с побережьем Молдавия, а также ассоциированные страны – Азербайджан, Греция и другие. Все эти страны имеют порты с терминалами по приему-загрузке нефти и сжиженного газа.

По отношению к энергетическим ресурсам, в первую очередь к нефти и природному газу, очевидна следующая классификация: страны-экспортеры – Россия, Румыния и Азербайджан; страны, которые напрямую не зависят (слабо зависят) от поставок российских энергоресурсов, – Турция и Болгария; страны-импортеры – все остальные; страны-транзитеры – это страны, через которые проходят наземные коридоры по транспорту нефти и природного газа.

Основным экспортером нефти и газа выступает Россия, а страны-транзитеры различаются по своему отношению к энергетическим потокам из этой страны. Украина и Румыния контролируют ныне действующие и оптимальные по эффективности транспортные маршруты российских и центральноазиатских нефти и газа в Восточную и Центральную Европу.

К Черноморскому региону примыкает растущий регион добычи углеводородов – Центральная Азия (Туркмения и Азербайджан, отчасти Казахстан, но главное, Иран). Восточные страны СНГ сейчас нуждаются в российской инфраструктуре для продажи углеводородов. Одновременно эти страны являются конкурентами российских топливно-энергетических компаний, в первую очередь госмонополий «Транснефть», ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефть».

Проектируются новые маршруты транспорта нефти через Черное море по Балканскому нефтепроводу в обход Босфора, из стран Прикаспия через Закавказье и Турцию. Существенно меняются маршруты поставок природного газа из стран Прикаспия и Ирана, создается коридор через Турцию и Средиземное море.

Энергетика стран ЕС во все большей степени зависит от импорта природного газа и нефти, так, к 2006 году доля импорта нефти составила почти 80%, газа – свыше 50%. В перспективе эта зависимость увеличится. Так, к 2015 году ожидаются следующие показатели по нефти и нефтепродуктам: потребление 830–700, импорт 730–600 млн. т; по газу: потребление 600–550, импорт 400–350 млрд. куб. м. По сценарию, опубликованному МЭА в 2006 году, потребление природного и сжиженного газа в ЕС возрастет к 2030 году по сравнению с существующим уровнем примерно наполовину, то есть до более чем 700 млрд. куб. м в год.

Пути газового экспорта

Основным конкурентом России по экспорту нефти в Европу выступают страны Прикаспия: доказанные запасы нефти в Казахстане и Азербайджане, по разным оценкам, составляют до 15 млрд. т; экспортный потенциал этих стран уже к 2010 году мог бы составить 120–140 млн. т в год.

Особенностью ситуации является то, что участниками проекта выступают также страны-потребители – Грузия, Армения, через которые могут быть проложены трубопроводы.

Известно, что основные поставки газа в Европу осуществляются из России или через Россию из стран Прикаспия; ведущими поставщиками нефти являются страны Ближнего Востока, но роль России и стран Прикаспия в нефтяном бизнесе возрастает.

В последнее время нефтяной сектор экономики России столкнулся с проблемой недостаточного развития транспортной инфраструктуры. К этому прибавились ценовые проблемы транзита природного газа в Европу (в ближайшем будущем – и на юго-восток, в страны АТР).

В торговле нефтью и газом по оси Восток–Запад наличествуют две связанные между собой, но принципиально различные по способам решения задачи: обусловленная географией геополитическая и вторая, внутренняя, присущая монопольной специфике российского нефтегазового сектора.

Геополитика особенно выявилась в газовых конфликтах с Украиной и Белоруссией. Суть их в том, что естественные коридоры по поставкам газа в Европу проходят именно через них; система мощных магистральных газопроводов, ведущих в Европу, рассчитана на большую производительность и проложена по оптимальному маршруту. С позиции объединенной Европы это правильный вариант.

Предлагаются два замещающих маршрута в Европу. Один из них Северобалтийский трубопровод по морю в обход Украины и Польши. Построить его вдвое дороже, чем по суше. В Балтийском море много старого оружиея, до сих пор не обезврежены минные поля, там интенсивное судоходство. То есть это опасный и вдвое более дорогой путь для нефти и газа.

Второе направление для экспорта газа в Европу – различные варианты «Голубого потока» – от Прикаспия до Турции. (Подобная трасса возможна и для нефти.) Но и этот маршрут сопряжен со сложными согласованиями цен со странами СНГ – транзитерами и добывающими газ и нефть. Новый маршрут по двухниточному нефтепроводу от Бургаса (Болгария) до Эгейского моря с доставкой нефти в Бургас танкерами из Новороссийска и Туапсе представляется вполне оправданным. Вопрос в том, что эти порты пригодны лишь для судов каботажного плавания, а потому себестоимость доставки будет неоптимальна. Было бы целесообразно рассмотреть варианты использования украинских портов, в первую очередь Одессы.

Узким местом в буквальном смысле являются проливы из Черного моря. В 2005 году через Босфор было перевезено 140 млн. т нефти, каждый день через центральную часть Стамбула, в котором проживают 13 млн. человек, проходит до 15 крупнотоннажных танкеров. При сохранении данной схемы и темпов роста экспорта к 2015 году перевозки российской и казахской нефти через турецкие проливы увеличатся до 200 млн. т.

Рынок диктует политику

Центральноазиатские страны СНГ обладают крупнейшими запасами природного газа: 12% от мировых – 22 трлн. куб. м. Эксперты утверждают, что запасов газа значительно больше: Туркмения, например, объявила недавно об открытии месторождений газа с запасами свыше 15 трлн. куб. м. Уже сейчас страны ЦАР являются крупными экспортерами газа в Европу и страны СНГ: в 2006 году Туркмения и Узбекистан экспортировали по 60 млрд. куб. м, Казахстан – только в западном направлении 30 млрд. куб. м. Эти страны сейчас не имеют самостоятельного, минуя Россию, выхода на европейский и мировой рынки углеводородов.

Имеются две противоречивые тенденции: усиление рыночного начала в потреблении газа и, напротив, олигопольные действия стран-производителей. Мнения европейских экспертов по вопросу регулирования газового импорта таковы: основной фактор нестабильности в том, что Россия не хочет потерять политический контроль над газовыми ресурсами, и прежде всего над строительством газопроводов. В качестве контраргумента в России выдвигается тезис о том, что специфика газовой отрасли предполагает концентрацию капитала и усиление роли государства.

Главные отличия в политике обеспечения справедливых цен импорта нефти, с одной стороны, и газа, с другой, сводятся к следующему: цены на нефть на мировом рынке определяют в основном поставщики по краткосрочным контрактам. В последние 30 лет эту роль практически полностью взяла на себя ОПЕК, поскольку самый крупный независимый поставщик – Россия – на нефтяном рынке не вполне конкурентен по факторам стоимости добычи и транспортировки.

Напротив, газоснабжение основного потребителя зависит в первую очередь от российских магистральных трубопроводов Восток–Запад, пересекающих границы многих стран, поэтому для экспорта газа принципиально важен понятный сторонам механизм согласований межстранового транзита.

Стоимость реконструкции газотранспортных сетей настолько велика, что отдельные компании не имеют достаточно капитала для этого. Замещение газа углем, развитие новых газовых провинций займет примерно 10–15 лет.

Поскольку добыча и транспортировка газа требует очень сложной и дорогой инфраструктуры, разработка газового месторождения обычно происходит параллельно с заключением долгосрочных контрактов между производителями и потребителями. Эти контракты очень жесткие, вот почему, несмотря на значительный рост цен на газ в Великобритании (где давно имеется свободный газовый рынок), газовые цены в континентальной Европе мало изменились. Вместе с тем нельзя забывать, что транзит нефти и газа через Восточную Европу, особенно через Украину, – это наиболее экономичный и безопасный для России энергетический коридор. Обходные трассы российских энергоносителей обусловлены лишь политически; они снижают конкурентность России на европейском энергетическом рынке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
428
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
464
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
185
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
271

Другие новости