0
2106
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

27.06.2007 00:00:00

Либерализация трансграничной торговли

Тэги: рао еэс, снг, армения


рао еэс, снг, армения Не все участники электроэнергетического саммита оказались готовы к созданию единого энергорынка СНГ.
Фото автора

В центре внимания участников 31-го заседания Электроэнергетического совета СНГ в Ереване были вопросы организации межгосударственных рыночных отношений в сфере электроэнергетики. Инициатором создания единого электроэнергетического рынка выступило РАО «ЕЭС России». Зеленый свет этому проекту дала ялтинская встреча глав правительств 25 мая, на которой и было подписано соглашение о формировании общего электроэнергетического рынка государств – участников СНГ. Это соглашение позволило странам СНГ перейти к конкретным действиям по формированию принципов взаимовыгодной межгосударственной торговли электроэнергией и дает возможность сделать первые шаги к созданию единого рыночного пространства в электроэнергетике стран Содружества. Концепция формирования общего электроэнергетического рынка подразумевает поэтапную либерализацию экономической деятельности, внедрение рыночных отношений и конкуренции, поэтапное открытие внутренних рынков и их интеграцию в общий рынок, а также гармонизацию национального законодательства, правовых и экономических условий функционирования хозяйствующих объектов. На это соглашением отводится 12 месяцев. Тот факт, что соглашение было подписано только шестью государствами – участниками СНГ: Россией, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Таджикистаном и Киргизией, ничего не меняет в значении этого события. Ведь другие страны СНГ официально не выступали против подписания соглашения. Хотя выдвинутые ими возражения способны существенно замедлить процесс вовлечения этих государств в систему общего рынка. Так, например, Украина считает, что все участники общего электроэнергетического рынка должны иметь равные стартовые условия.

Что касается России, то идея развития общего электроэнергетического рынка государств – участников СНГ стала для нее особо актуальной после начала работы на территории европейской и сибирской части Федерации новых оптового и розничного рынков электроэнергии (мощности) и в связи с ликвидацией к середине 2008 года нынешнего монополиста РАО «ЕЭС России». Возникающие на его месте самостоятельные энергокомпании ОГК и ТГК должны будут иметь возможность вступать в самостоятельные деловые отношения с своими партнерами за рубежом. Российскому оператору экспорта-импорта ЗАО «Интер РАО ЕЭС» – дочернему предприятию энергохолдинга – в новых условиях придется расстаться со своим монопольным положением.

Однако общий электроэнергетический рынок способен создать дополнительные стимулы, в том числе для развития дальнейшего российского рынка электроэнергии (мощности), эффективного и оптимального использования существующих генерирующих мощностей и их развития, расширения сетевой инфраструктуры и повышения надежности энергоснабжения потребителей. В известной мере будут стабилизированы цены и для российского потребителя. У России появится возможность докупать электроэнергию. По итогам 2006 года она экспортировала 18,6 млрд. кВт-ч, что на 5,3% больше, чем в 2005 году, а импорт сократила вдвое – до 5,1 млрд. кВт-ч. Крупнейшим покупателем российской электроэнергии в 2006 году среди стран СНГ была Белоруссия. А покупала электроэнергию в 2005 году Россия у Украины, Киргизии, Казахстана и Литвы.

С точки зрения всего Содружества актуальность вопросов межгосударственного взаимодействия обостряется в связи с изменениями балансовой ситуации в СНГ, связанными с высокими темпами роста электропотребления и отстающим развитием генерирующих и электросетевых мощностей. В ряде систем это создает прямую угрозу энергодефицита, в первую очередь в часы пиковых нагрузок. Однако ясно, что создание общего рынка электроэнергии может происходить только поэтапно, а переход от одного этапа к другому потребует от стран – участниц рынка проведения преобразований на внутренних рынках. Ведь сейчас внутренние рынки государств – участников СНГ существенно отличаются друг от друга и характеризуются разной степенью либерализации, а во многих странах нет национального законодательства в электроэнергетике. Первый проект по свободной торговле электроэнергией и мощностью между соседними странами готовится между Россией и Казахстаном. В РАО «ЕЭС России» были разработаны принципы либерализации, согласно которым перед началом поставок государствам предстоит определить перечень межгосударственных ЛЭП, по которым осуществляются перетоки, и их сечения. Пропускная способность этих сечений будет затем выставляться на аукцион, победителями которого станут те поставщики или покупатели, которые предложат наибольшие цены за МВт. Российская сторона предлагает проводить такие аукционы на среднесрочную и долгосрочную перспективу – от нескольких месяцев до нескольких лет.

Ереван


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1090
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
770
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
875
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
930

Другие новости