0
24862
Газета Образование Печатная версия

01.04.2020 19:16:00

Учителя пройдут через диагностический срез

Систему переподготовки педагогов сделают централизованной

Тэги: учитель, педагог, компетенция, переподготовка, соцсети


учитель, педагог, компетенция, переподготовка, соцсети В ближайшее время учитель будет иметь возможность сравнить собственные компетенции с достижениями коллег. Фото агентства «Москва»

Какими компетенциями должен обладать современный учитель? По мнению Натальи Тарасовой, директора НИЦ социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы, высказанном на круглом столе «Компетенции современного учителя», у педагогов хуже всего обстоит дело с созданием атмосферы доверия в классе. А ведь именно это помогает школам добиваться высоких результатов, выстраивать систему персонифицированной поддержки.

Труд педагогов в разное время усовершенствовали по-разному. Как рассказала на том же круглом столе Алла Кузнецова, директор Института управления образования Российской академии образования, можно выделить несколько этапов. Это советский период, когда помимо институтов усовершенствования учителей возникли методические кабинеты, система повышения квалификации. Методисты вербовались из лучших учителей, существовала стабильность учебников.

Потом произошла перестройка, и вместе с ней грянула реформа образования. Пошел отрицательный отбор в профессию, исход из нее. Но в то же время появились педагоги-новаторы и стало возможным повышать, общаясь с ними, свою квалификацию.

Следующим этапом можно назвать 2006 год: институты развития образования, введение единого государственного экзамена (ЕГЭ). Время изменилось, и выяснилось, что методисты – это, увы, зачастую те, кто ушел на пенсию. Именно поэтому учителя с бóльшим удовольствием стали учиться друг у друга в соцсетях.

А что сейчас? Педагоги повышают квалификацию разными способами. А систему оценки качества работы учителей пытаются сделать централизованной. Анна Хамардюк, директор департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Министерства просвещения РФ, рассказала, что старая схема профессионального повышения квалификации учителей уже неэффективна и должны появляться новые инструменты как оценки, так и развития: «В регионах, например, создаются ЦОКи (Центры оценки квалификации), где будут выявлять профессиональные дефициты педагогов и далее выстраивать обучение так, чтобы можно было быстро и эффективно их ликвидировать». Причем, по ее словам, все это дело для учителя добровольное.

Эксперт проекта «Яндекс. Учебник» Ирина Савицкая рассказала, что на сайте «Я учитель» выкладываются курсы, о которых просили учителя. Например, был большой запрос на материалы по развитию метапредметных универсальных учебных действий, уже четыре таких курса есть. Есть и запрос на курс по инклюзии. Но параллельно эксперты захотели установить обратную связь: узнать у педагогов, какие компетенции у них развиты сильно, а какие слабо. Для этого создали систему диагностики, которая позволяет определить проблемы, существующие у учителя. Это онлайн-тест с выбором из нескольких ответов, на основе которых делаются выводы о компетенциях учителя и даются рекомендации по развитию тех, с которыми у него возникли проблемы.

Такая диагностика запущена с 10 марта. Она опирается на исследования новозеландского ученого Джона Хэтти, который уже более 40 лет занимается анализом и попыткой обобщения основных научных работ о факторах, влияющих на качество образования школьников. Было выбрано шесть компетенций, которые зависят от учителя, по ним разработано 24 кейса. Педагогам предлагается пройти мягкую диагностику (только для самого себя).

В итоге становятся известны результаты как самого учителя, так и его группы, которая формируется исходя из того, преподает он в средней школе или в старшей, какой у него предмет (гуманитарный, естественно-научный), какой стаж… Учитель имеет возможность сравнить собственные компетенции с умениями коллег. А в результате получает рекомендации и список образовательных ресурсов для развития каждой компетенции.

Делать окончательные выводы пока рано. Можно лишь сказать, что эта активность оказалась крайне востребованной. Особенно на период нынешней дистанционной работы в школе, а в будущем – на время каникул. Количество учителей, которые заполняют анкеты, все время растет. Все регионы страны участвуют в этом одинаково активно. Основная часть ответов будет получена до 11 апреля, тогда же и можно сделать социологический срез и проанализировать полученные данные.

А дальше подобные диагностические срезы будут проходить раз в полгода. Во-первых, учитель сможет увидеть динамику своего развития, а во-вторых, будут добавляться новые темы. Например, учителя просят сделать профиль, который поможет определить, как у них развита функциональная грамотность. Это навыки ребенка, которые будут востребованы в XXI веке. Но, чтобы научить этому школьника, учитель сам должен ими обладать. И многие учителя выкладывают свои профили в соцсетях, что дает возможность посмотреть на себя со стороны. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сказки из кармашка

Сказки из кармашка

Елена Константинова

Зуля Стадник о том, почему сократила имя, о спрятанной навсегда первой повести и Стальной Шпильке

0
3947
В школу надо вернуть повременную оплату труда

В школу надо вернуть повременную оплату труда

Антон Зверев

Рост своих зарплат учителя сочли компенсацией недополученного ранее

0
4244
Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Детский шестидесятник Владимир Матвеев

Анатолий Цирульников 

Как педагогика сотрудничества пыталась победить старую авторитарную

0
5040
Только спокойствие!

Только спокойствие!

Вардван Варжапетян

Поучительные истории о гении джаза, булатной тайне и кое-чем другом

0
3748

Другие новости