Серьезная проблема – моральное состояние и поведение преподавателей в условиях перехода на дистанционное обучение. Фото РИА Новости
Эксперты по образовательной политике считают, что после окончания пандемии учебные заведения не захотят полностью возвращаться к привычному формату обучения. Россию ждет расцвет онлайн-образования. Впрочем, проблем ожидается тоже немало.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков 25 марта сообщил на пресс-конференции в Доме Правительства РФ, что министерство рассматривает возможность перевода части итоговой аттестации в вузах в онлайн для профилактики коронавируса. «Что касается итоговой аттестации... сейчас внимательно анализируем ситуацию с тем, как организовать итоговую аттестацию, потому что есть преддипломные практики, они являются важнейшей частью учебного процесса. И часть этих практик невозможно организовать онлайн», – заявил Фальков. Также он подчеркнул, что все подведомственные Министерству науки и высшего образования РФ вузы перешли на дистанционное обучение, всего по России такое решение приняли 80% вузов.
Напомним, что еще 16 марта Министерство науки и высшего образования выпустило рекомендацию вузам перевести студентов на дистанционное обучение из-за угрозы заболевания коронавирусной инфкцией. И предложило использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Напомним также, что еще в декабре прошлого года в Госдуме РФ предложили рассмотреть возможность введения в федеральное законодательство понятия «интернет-образование», сделать его лицензируемым видом деятельности.
По словам Валерия Фалькова, 80% учреждений высшего образования работают в штатном режиме, 27% испытывают периодические сбои. У 10% высших учебных заведений их инфраструктура не обеспечивает подключение всех обучающихся. И 4% сделать этого не могут, по словам министра Фалькова, «в принципе». Налицо неготовность их инфраструктуры, пропускной способности каналов к значительно выросшей нагрузке. Совместно с телекоммуникационными компаниями «отрабатываются модели расширения каналов».
Не менее серьезно стоит проблема поведения преподавателей и руководителей образовательных программ в условиях перехода на дистанционное обучение. Кстати, тема преподавательской готовности к онлайн критична не только в РФ. Например, по данным исследовательской компании Bay View Analytics, в США 1,5 млн преподавателей и 70% из них никогда не вели занятия в виртуальном пространстве.
О том, как преподавателю быстро перейти работать в формат онлайн, сообщается в памятках Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Методические материалы содержат, в частности, рекомендации о выборе площадки для взаимодействия со студентами, об использовании элементов контроля, об организации процедуры создания лекций (онлайн или в записи), о возможностях размещения лекций на YouTube.
«Мы рекомендуем создавать дополнительные учебные материалы, потому что онлайн-дисциплины – это не просто видеолекции, но и система оценивания, методическое сопровождение, набор памяток, инструкций, сопровождающих дистанционную деятельность студента, который не должен чувствовать себя покинутым», – рассказала директор по онлайн-обучению ВШЭ Евгения Кулик на заседании рабочей группы. По ее мнению, если в вузе нет своей LMS (Learning Management System), можно оперативно использовать мощности социальных сетей – создать сообщество «ВКонтакте», где зарегистрировано 90% студентов страны: размещать там файлы, делать объявления, устраивать трансляции.
Но дело перевода на онлайн-рельсы учебных программ – это не только забота самих преподавателей. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что решение о переводе тех или иных курсов в дистанционную форму должны принимать не cтолько сами преподаватели, как это делается сегодня на местах, сколько те, кто управляет образовательным процессом.
В общем, судя по всем начавшимся работам, онлайн-образование имеет все шансы сделать большой рывок. Как это повлияет на вузовскую систему в дальнейшем? Что будет после спада эпидемии? Профессор, академический руководитель «Медиакоммуникации» ВШЭ НИУ Александр Куприянов заявляет, что после эпидемии высшее образование уже не будет таким, каким было раньше: «Однозначно мы окажемся одним из тех университетов, которые полностью не вернутся в офлайн, и то же самое произойдет с нашей программой. С каждым годом мы будем сокращать офлайн-часть процесса обучения».
Благодаря вирусу, считает Куприянов, у университетов появилась прекрасная тестовая площадка для использования новых технологий в образовании.
Другие ректоры высказываются более осторожно. По их мнению, никогда виртуальное образование не вытеснит традиционное. И эта осторожность понятна. Онлайн-образование, резко вырвавшись вперед, создаст конкуренцию традиционному образованию. А к этому пока никто не готов. В том числе и морально.
комментарии(0)