Современных технологий недостаточно, необходимо много общаться со школьниками. Фото РИА Новости
Весной в Подмосковье появится специальная онлайн-платформа, с помощью которой школьники смогут в доступной и понятной форме познакомиться с системой PISA и подготовиться к проведению нового рейтинга. Об этом говорилось на семинаре директоров школ, заместителей и специалистов из Подмосковья, посвященном международному исследованию. Между тем многие эксперты опасаются, как бы не расцвел махровым цветом в преддверии нового международного соревнования новый вид натаскивания, теперь уже – на PISA.
Напомним, PISA – международное сравнительное исследование, которое проводят каждые три года среди 15-летних школьников. Оно является мониторинговым, исследует качество общего образования в странах-участниках и отвечает на вопрос: «Обладают ли школьники 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» В рамках основного исследования PISA оценивается грамотность чтения и понимания текстов, математическая и естественно-научная грамотность. Московская область впервые приняла участие в рейтинге в 2018 году и заняла второе место по стране.
Напомним также выводы западных экспертов относительно успехов юных россиян: отечественные школьники не связывают полученные знания с жизнью. То же самое говорят и российские специалисты. Галина Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования ИСРО Российской академии образования, отмечает, что наши школьники успешно справляются с задачами, которые соответствуют третьему уровню по шкале читательской грамотности PISA. Этот уровень включает задачи на выявление буквального смысла одного или нескольких текстов объемом не более страницы и нахождение неявной информации. А с задачами более высоких уровней (4–6), которые связаны с общественными и множественными ситуациями текста (отбор информации среди различных сходных источников, анализ скрытых целей автора, оценка качества и достоверности текста), ученики в России справляются хуже. Задание, где нужно выделить причину, следствие и подтверждение того, кто же в рассматриваемой ситуации из действующих лиц придерживается того или иного мнения, в России правильно выполнили 15% участников, тогда как лучший результат среди всех стран – 40%.
Похоже, PISA, бесспорно, воодушевила наше общество. У нас создали даже параллельный, свой мониторинг. Но… с появлением всероссийского мониторинга функциональной грамотности в 2019 году, вокруг появилась масса заданий по примеру PISA и множество разнообразных курсов повышения квалификации в регионах по функциональной грамотности. В этом, полагает Ковалева, есть некая опасность того, что серьезную проработку подменят теперь натаскиванием в преддверии нового цикла исследования. И это было бы печально.
Такая опасность усиливается, если принять во внимание, что правительством РФ сформулирована новая задача – быстрого вхождения в десятку стран с лучшей системой образования. Поставлена задача быть на уровне первой десятки в следующем цикле исследований в 2021 году (5–6-й уровень по шкале PISA). А у нас нет ни одной школы выше третьего уровня, напоминает нам Галина Ковалева. По ее мнению, сегодня требуется другая когнитивная составляющая, серьезное обсуждение результатов PISA-2018 и активизация всего педагогического, научного сообщества для создания школ 5–6-го уровня.
Директор ФИПИ Оксана Решетникова на семинаре в Высшей школе экономики по обсуждению результатов PISA-2018 заметила, что сами составители учебников тоже не хотят уподобляться PISA. И очень болезненно реагируют на частые требования к разработчикам контрольно-измерительных материалов для процедур ГИА включать как можно больше «PISA-подобных» заданий. «Мы используем результаты исследования многих команд и российских, и международных, чтобы быть в русле актуальных трендов образовательной политики, но в то же время мы жестко привязаны к требованиям российского образовательного стандарта», – рассказывала она тогда.
Конечно, ситуация, что более 70% детей сегодня не видят жизни за математическим выражением, беспокоит многих. Надо что-то делать. Ольга Логинова, научный консультант Научно-образовательного центра издательства «Просвещение», считает, что необходимы новые метапредметные учебные курсы, формирующие новые навыки. Например, навыки в общении, какие-то навыки и формулы взаимодействия, в том числе в ситуациях несогласия. Нужны навыки сотрудничества, поисковой деятельности (наблюдение, поиск информации, постановка вопросов, выдвижение и проверка гипотез, фиксация результатов и проч.), оценочной деятельности и многие другие. Эти навыки могут помочь школьнику в освоении классических предметов.
Все это напоминает теорию швейцарского психолога Жана Пиаже. У него есть эксперименты, подтверждающие ту гипотезу, что с изучением математики всегда лучше у тех детей, с которыми много и с пользой общались. Согласно его теории, для того чтобы начинать изучать математику, у детей уже должен быть определенный уровень сформированного логического мышления. С одной стороны, для этого должны созреть определенные структуры головного мозга. С другой – логика развивается во время общения с другими людьми, и детьми в частности. Если внутри семьи ребенку не нужно доказывать свою точку зрения или объяснять что-то, поскольку родители понимают все сами или какие-то понятия являются аксиомой внутри семьи, то во время игры с другими детьми ребенку нужно объяснить, чего он хочет, обосновать, почему другие дети должны прислушиваться к нему, отстоять свою точку зрения во время спора. Это и есть развитие логики. Таким образом, общение развивает логику у дошкольников и детей младшего школьного возраста.
комментарии(0)