2
8351
Газета Образование Печатная версия

25.12.2019 18:55:00

Отечественные школы не отвечают международным стандартам

Рост социального неравенства привел к усилению сегрегации учебных заведений

Тэги: вшэ, семинар, международный мониторинг, российское образование


вшэ, семинар, международный мониторинг, российское образование Российских подростков готовят к студенческой аудитории, а не к реальной жизни, считают западные исследователи. Фото агентства «Москва»

В Высшей школе экономики прошел семинар, посвященный результатам международного мониторинга PISA-2018 (сравнительный мониторинг функциональной грамотности школьников разных стран мира). Исследование выявило ряд серьезных проблем в российском образовании, заявили на семинаре. Низкие результаты показали дети из семей с низким социально-экономическим статусом, а также из семей в сельской местности. Выросла доля функционально неграмотных учащихся, которые не владеют минимальными навыками, необходимыми для жизни в современном обществе. В рамках круглого стола обсудили также, какие изменения в системе образования могли спровоцировать такую динамику и какие меры необходимо принять, чтобы сгладить негативные тенденции.

Сначала немного цифр. Участие в соревновании PISA-2018 приняли 600 тыс. обучающихся из 79 стран мира. Выборка российских участников 15-летнего возраста в 2018 году составила 7608 человек. Результаты юных россиян не отличаются от результатов учащихся 11 стран, статистически ниже результатов 25 стран и выше результатов 40 стран. Лидер списка – Китай. Интересен расклад у бывших союзных республик. Эстония занимает 3–7-е место, а Казахстан – 69-е (из 70 мест). И всегда особое внимание динамике…

По сравнению с 2000 годом (самое начало PISA) наблюдается значительное повышение балла российских школьников по читательской грамотности (на 17 баллов). Но по сравнению с 2015 годом замечено снижение результатов на 16 баллов. Самые высокие уровни читательской грамотности демонстрируют 6% наших 15-летних. Вообще же достижения юных россиян повторяют основные тенденции для средних результатов стран ОСЭР, но ниже на 6–10%. Наибольшее отличие, по мнению экспертов, наблюдается в «умениях осмыслить и оценить информацию текста». Самыми трудными для детей из РФ являются задания на выявление и анализ противоречий и оценку качества надежности информации. По сравнению с лидерами в РФ недостаточное внимание уделяется работе с информацией в электронной среде. Текстов для образовательных и личных целей читают много, для деловых и общественных – мало. Еще один важный момент, на который обратили внимание эксперты, – это то, что дети из разных социальных страт читают одни и те же тексты. То есть на неравенство никак не влияет чтение книг. Но социальная сегрегация школ, отмечают исследователи, стала более заметной по сравнению с 2013 годом. Рост же социального неравенства начался с 2017 года.

По математической грамотности российские школьники оставили позади себя 46 стран. Но 27 стран опередили Россию. С 2003 года школьники стали лучше в этой страте на 20 баллов. Высоким уровнем математической грамотности обладают 8,1 школьника из РФ. Пробуксовка же у россиян с формулированием проблемы на математическом языке, когда от них требуется распознать ее «в контексте реального мира».

И по естественно-научной грамотности у 29 стран результаты выше отечественных, а 33 страны оставлены позади. Общий балл по сравнению с 2015 годом снизился, хотя и незначительно. Причину неуспеха эксперты видят в том, что «характер изучения естественно-научных предметов мало ориентирован на применение знаний для решения конкретных задач из жизни».

Как можно улучшить существующее положение дел? Дело в том, что на пятом (самом высоком в PISA) уровне достижений школьников не работает в РФ ни одна школа. Это означает, что привести на учебу и показать всем, как надо учить, собственно, не к кому. Еще появились заблуждения и вместе с ними новая опасность, связанные с международными мониторингами. Это привязка результатов PISA к ЕГЭ и ОГЭ (госэкзамен для 9-го класса). Нет, говорят эксперты, они никак не привязаны и не связаны. У них разные цели. И делать этого не надо. И не стоит покупать псевдоучебники, которые якобы натаскивают на решение задач к PISA. Вся такая литература – это уловки мошенников. В том и уникальность этого международного мониторинга, что натаскать здесь невозможно. Но многое в результатах PISA в последующие годы может для РФ измениться, потому что приняты новые ФГОСы (федеральные государственные стандарты). А это означает, что вскоре все будет для школьников совсем по-другому. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


dlz 18:22 28.12.2019

Проблема нынешней школы состоит в прежде всего в превышении формы над содержанием: слишком много домашних заданий; учебники, написанные языком вузовской науки (непонятным); невысокая квалификация преподавателей; отсутствие воспитательной функции со стороны школы; отсутствие спорта в школе, низкие физические кондиции учеников; отсутствие уроков труда.

dlz 18:26 28.12.2019

Положительные качества современной школы: возможность выбора предметов и учебников по направлениям развития; богатые дополнительные программы; оснащение компьютерной и презентационной техникой; сравнительно большая подотчетность школы родителям.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Учить или заниматься исследованиями

Учить или заниматься исследованиями

Елена Герасимова

Элитные и элитарные вузы – это близкие понятия, но не одно и то же

0
5625
Мошенники завербовали искусственный интеллект

Мошенники завербовали искусственный интеллект

Анастасия Башкатова

Обзвоны и рассылки отсеивают не восприимчивых к манипуляциям людей

0
3588
У нас

У нас

0
1626
Погиб ли российский рынок пеллет

Погиб ли российский рынок пеллет

Михаил Аким

Санкции в отношении твердого биотоплива усложнили логистику

0
14967

Другие новости