0
2215
Газета Образование Интернет-версия

04.06.2019 18:07:00

«Коррупциогенность и непрозрачность»

Проект приказа о новом порядке формирования федерального перечня учебников противоречит законодательству РФ

Тэги: просвещение, учебники, минпросвещения, фпу


Итоги первого года работы Министерства просвещения Российской Федерации были подведены на состоявшейся 3 июня Коллегии ведомства. Ключевая повестка заседания – глобальные задачи в сфере образования, поставленные президентом Владимиром Путиным, и реализация национального проекта «Образование». Однако одной из самых скандальных «школьных» тем, связанной с сокращением на треть Федерального перечня учебников (ФПУ) в прошлом году и недавно подготовленному проекту приказа о новом порядке формирования этого перечня, – этих актуальных вопросов на встрече коснулись лишь вскользь. Министр отметила, что «экспертиза приобретает государственный характер».

Напомним, что минувшей весной Минпросвещения подготовило проект приказа о новом порядке формирования федерального перечня учебников. Из представленного на общественное обсуждение документа следует, что экспертиза рекомендованных для школ учебников станет государственной, а проводить ее будет специальная структура, подведомственная Минпросвещения РФ.

Социологический опрос школьных учителей, проведенный в апреле нынешнего года Центром общественно-политических проектов, показал, что такой порядок окончательно забюрократизирует систему формирования ФПУ. А эксперты считают, что появление новой структуры, имеющей монополию на экспертизу учебников и подчиненную министерству, приведет к тому, что процедура отбора школьных пособий фактически официально станет непрозрачной. Кроме того, предлагаемый порядок формирования федерального перечня содержит коррупционный потенциал.

Порядок резко раскритиковал вице-президент РАН академик Алексей Хохлов на заседании комиссии РАН по экспертизе федеральных государственных стандартов и учебников, проведенной в конце мая. На заседании комиссии РАН по экспертизе федеральных государственных стандартов и учебников, проведенной в конце мая. Он отметил, что проект не предусматривает механизмов улучшения учебников их авторами в ходе проведения экспертизы. Учебник либо получает отрицательное заключение, либо проходит в федеральный перечень. Авторам не включенных в перечень учебников придется ждать следующей экспертизы. По новому порядку учебники на экспертизу будут направляться с 20 февраля по 20 апреля, а это означает, что прошедшие отбор книги попадут в школы только через учебный год. То есть, ни о какой динамичности обновления содержания образования говорить не приходится. Для сравнения: сейчас учебники направляют на экспертизу в сентябре ноябре и после процедуры отбора они успевают попасть к учителям и школьникам уже на следующий учебный год.

Также в проекте приказа отмечается, что заявитель должен проводить общественное обсуждение учебника и/или общественную экспертизу учебника. При этом не дается никаких определений понятию «общественное обсуждение (экспертиза)», и не прописана сама процедура проведения таких обсуждений. Такая неопределенность может создавать почву для протекционизма и коррупции.

Из проекта нового порядка формирования ФПУ вычеркнут и отработанный годами механизм проведения педагогической и научной экспертизы – предлагаемый вариант их просто-напросто не предусматривает. При реализации смешанного варианта могут возникнуть трудности при выборе специалистов. Ровно вдвое уменьшится и минимальное число экспертов, оценивающих каждый учебник: новый проект предусматривает лишь трех человек вместо прежних шести.

Предлагаемый Минпросвещения новый порядок предусматривает включение учебника в федеральный перечень на основе числовых значений. И к части таких числовых критериев высказаны претензии. Академик РАН считает неприемлемым использование среднеарифметических значений для оценки учебников профильного и углубленного обучения и предлагает разработать для таких пособий свои критерии оценки.

Некоторые из критериев сформулированы так, что оставляют пространство для различных трактовок и толкований: «содержание учебника направлено на формирование российской идентичности», «достаточность в содержании учебника корректно сформулированных заданий». Соответственно, одни учебники могут набирать на этом баллы, а другие терять в зависимости от мнения эксперта.

Еще один сомнительный пункт (п. 30) проекта нового порядка формирования ФПУ говорит о том, что повторная экспертиза учебника проводится той же организацией, которая делала и первую оценку, даже если она проведена с грубыми нарушениями. Нынешний же порядок в подобных случаях предусматривает переоценку другой организацией.

Согласно проекту, Совет, рассмотрев результаты экспертных заключений, определяет учебники, набравшие наибольшее количество баллов. Это означает, пишет академик Хохлов, что ограниченный круг специалистов будет решать, сколько линий учебников по конкретному предмету будет в федеральном перечне, одна или несколько. И в рамках предлагаемой новой процедуры оценки «нельзя считать нормальной ситуацию, когда качественные учебники не попадут в перечень, потому что «недобрали один-два балла», считает вице-президент РАН.

В итоге комиссия РАН по экспертизе стандартов и учебников пришла к выводу, что проекту порядка формирования федерального перечня учебников необходима существенная доработка и выразила готовность принять участие во внесении изменений в этот документ.

Независимо от комиссии РАН по экспертизе стандартов и учебников, проведена и независимая антикоррупционная экспертиза нового Порядка формирования ФПУ. Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации», Минпросвещение России не наделено полномочиями по определению организации, которая должна проводить экспертизу учебников. В целях устранения данных коррупциогенных факторов предлагается определить конкурсный порядок определения организации, уполномоченной проводить экспертизу учебников, прописав объективные критерии конкурсного отбора», говорится в заключении эксперта, уполномоченного на проведение независимой антикоррупционной экспертизы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Почему приходится занижать требования к педагогу

Почему приходится занижать требования к педагогу

Елена Герасимова

Министр просвещения надеется справиться с кадровым голодом в школах привлечением к работе студентов

0
8349
Защищать авторитет педагогов будут специальные комиссии

Защищать авторитет педагогов будут специальные комиссии

Наталья Савицкая

Минпросвещения РФ рассчитывает добиться объективного рассмотрения школьных конфликтов

0
9196
В Киргизии усложнили правила пребывания для граждан России...

В Киргизии усложнили правила пребывания для граждан России...

Светлана Гамова

В Молдавии обвинили Москву в очередном "недружественном шаге"

0
11304

Другие новости