Фото агентства городских новостей "Москва"
Примерно 59% школьников, окончивших 9 классов, выбирают систему среднего профтехобразования, заявила на днях министр образования РФ Ольга Васильева. Она также напомнила, что к 2024 году детские технопарки «Кванториум» появятся во всех городах России. И еще министр просвещения анонсировала запуск онлайн-проекта «Код специальности» на платформе социальной сети «Одноклассники». Обучение детей рабочим профессиям еще в школе выходит на первый план.
Между тем на днях Общероссийский народный фронт сообщил о результатах опросов учеников и их родителей и выяснил, что более 70% российских подростков не хотят учиться в школе. Отмечается, что это на 7% меньше, чем в прошлом году. Среди недостатков школы дети назвали отсутствие интересных уроков, нехватку полезных знаний и большую нагрузку. И... большинство опрошенных отметили, что хотели бы получать в школе актуальные знания, которые им пригодятся в будущем. Интересно, что и более 62% родителей считают, что школа дает мало практико-ориентированных предметов. По их мнению, детей недостаточно хорошо обучают принимать решения и планировать свои действия (то есть функциональной грамотности).
Министр Васильева теперь не только отмечает важную роль среднего профессионального образования в подготовке кадров для развития страны, но и растущий интерес молодежи к этому уровню образования. Она уверена, что в будущем число школьников, которые после 9-го класса продолжают обучение в колледжах, будет только расти.
Как она заявляла ранее, детские технопарки «Кванториум» к 2024 году появятся во всех городах России, где население достигает 60 тыс. человек. При этом в рамках привычного школьного урока «Технология», по словам министра, появится еще одно направление, которое позволит детям «знакомиться с высокотехнологичными системами». Поясним, что детские технопарки «Кванториум» – это площадки бесплатного дополнительного образования, оснащенные высокотехнологичным оборудованием. Их цель – способствовать подготовке новых высококвалифицированных инженерных кадров, а также разрабатывать, тестировать и внедрять инновационные технологии. Направления деятельности детей в «Кванториумах» называют «квантами». Отсюда: it-квант, геоквант, биоквант, промышленный дизайн, космоквант, робоквант и т.д.
Если сравнить, чем «Кванториумы» отличаются от центра «Сириус» в Сочи, то в последнем собирают в основном детей, «демонстрирующих выдающиеся успехи в науках: математике, физике, химии, биологии и литературе; спорте: хоккее, фигурном катании и шахматах; искусстве: классическом балете, живописи и академической музыке». Программы центра для детей там тоже бесплатны, но на них надо суметь попасть. Здесь либо надо заниматься развитием ребенка с самых малых лет самим родителям, либо же брать дополнительные занятия у репетиторов. В «Кванториумах» берут всех и ориентируют на профессии инженеров, в «Сириусе» – на ученых. Результаты проектов более академического характера ребята «Сириуса» публикуют как научные статьи.
В нашей стране не так много научных исследований на тему, дети каких слоев населения выбирают тот или иной вид кружковой деятельности. Эксперты из Высшей школы экономики обычно ссылаются чаще в этом случае на зарубежный опыт. Сошлемся и мы... В зарубежной литературе исследовательского толка выбор дополнительных занятий для детей обычно рассматривается в контексте проблематики неравенства.
Например, в многочисленных исследованиях говорится, что семьи сравнительно низкого достатка в большей степени надеются на организации, находящиеся в школах или тесно с ними связанные. А семьи со средним достатком или выше среднего чаще вовлечены в систему дополнительного образования детей за пределами школы.
Часть исследователей акцентирует внимание на социальном контексте, в котором осуществляется процесс выбора и формируется образовательная стратегия семьи. Они считают, что проживание в благополучных районах обусловливает более высокий уровень вовлеченности детей в дополнительное образование. В более благополучных районах родители позволяют своим детям проводить больше времени вне дома и стараются наполнить жизнь ребенка дополнительными занятиями. Родители рассматривают различные варианты участия ребенка в дополнительном образовании, интересуются перспективами его развития в рамках тех или иных организаций и используют предоставленные им варианты дополнительных образовательных услуг. В менее благополучных районах родители придерживаются «превентивной» политики: беспокоясь о безопасности ребенка, они, как правило, стараются сократить или полностью исключить его внешкольные и внедомашние активности.
комментарии(0)