0
3254
Газета Образование Печатная версия

23.01.2019 17:26:00

В приоритете – просто дети

Власти перестанут столь явно ранжировать учащихся по степени талантливости

Тэги: минпрос, одаренные дети, спецшколы


минпрос, одаренные дети, спецшколы В фокусе внимания на протяжении долгих лет были особенные дети, но сегодня что-то меняется... Фото с сайта www.mr-kizilyurt.ru

Как стало известно «НГ» от источников, близких к Министерству науки и высшего образования, а также Министерству просвещения РФ, более чем прохладное отношение россиян к выделению одаренных детей из детского сообщества и созданию для них каких-то особых условий в вышестоящих структурах учтено и «принято во внимание». При этом государственная политика в отношении таких детей останется неизменной, но вот из общей властной риторики уйдет частое упоминание о приоритетах работы с талантливыми детьми. Хорошие дела отныне будут делать тихо, систематически, без лишней помпы, труб и фанфар.

Так что недавнее громкое заявление президента Российской академии наук Александра Сергеева о том, что Российская академия наук (РАН) и Министерство просвещения планируют передать около сотни ведущих школ из муниципального подчинения в региональное, так как это необходимо для того, чтобы учителя смогли сконцентрироваться на работе с одаренными детьми, а не со среднестатистическими школьниками (именно в такой подаче, как особое выделение особенных детей), возможно, будет одним из последних. Конечно, скорее всего, что так и будет, как предлагает Александр Сергеев, – появится больше специализированных школ. Просто работа с юными талантами будет идти своим чередом. И отбирать туда детский народ будут, как в прежние времена, – сами ученые.

Теперь напомним, из-за чего весь сыр-бор. По данным недавнего опроса ВЦИОМа «Одаренные дети: кто они и что их ждет?», 64% россиян не считают, что учителя должны уделять больше внимания талантливым ученикам. Так как в России одаренные дети «вырастают в обычных взрослых», зарывая свои таланты, уверены 52% опрошенных ВЦИОМом россиян. Более того, значительная часть россиян считает, что одаренные дети, став взрослыми, могут испытывать большие трудности в общении. (Так нужно ли так их «мучить» в детстве?)

Столь явное родительское игнорирование нужд талантливых детей имеет свою подоплеку. Во-первых, есть несколько точек зрения на проблему одаренности в самом профессиональном сообществе. Часть экспертов считают, что «все дети талантливы», а другая – что талант либо дан от природы, либо не дан. И еще какая-то часть экспертов уверены, что если уж и делить детей на талантливых и обычных, то нужно это делать в совсем «позднем детстве».

Во-вторых, на первую группу («все дети талантливы») уже работает целая индустрия товаров для детей в связке с изобретателями. Опытные родители, например, уже давно приобрели «чудо-ручку», которая способна читать все, что подписано под картинкой. И теперь родителю можно не повторять десятки раз «мама мыла раму». Это сделает за него новая электроника. Родителю помогают всевозможные умные игры и авторские методики. Их вовсю «обрабатывает» детское телевидение. Детские телепередачи то и дело показывают двухлетних детей, которые способны объяснить со знанием дела, что такое круговорот воды в природе или теорию относительности в действии. На особо впечатлительных родителей это очень даже действует!

В-третьих, в каждом родителе живет или дремлет твердое родительское убеждение, что уж «мой-то ребенок самый особенный».

Недавно Высшая школа экономики (НИУ) проводила опросы и выяснила, что россияне становятся все менее терпимы к разным типам социального неравенства, а ответственным за существование этого неравенства «назначают» государство. Почти 48% россиян раздражает неравенство в доступе к образованию, особенно школьному.

Кстати, судя по опросам ВЦИОМа, население тоже по-разному представляет себе, кто такие одаренные дети. В том, что кому-то с рождения дан талант, уверены 41% опрошенных. 38% к таковым относят ребят, которые целенаправленно, с помощью родителей и педагогов развивали в себе уникальные качества. 12% родитлей одаренными называют тех, кому просто повезло, их способности случайно заметили окружающие.

Тут надо подчеркнуть, что нет еще и неоспариваемых методик, показывающих, что ребенок не натаскан, а действительно талантлив в той или иной области.

Как раньше находили талантливых детей, рассказано во многих фильмах прошлых лет. Неравнодушные взрослые искали их повсюду. Находили и приводили в спортивные школы и школы искусств, в кино и дома творчества юных. Но сегодня даже такой поиск может быть омрачен общей для всех стран ситуацией, связанной с потерей мотивации к обучению у большинства детей.

Эксперты считают, что во многом здесь виновата все-таки семья: ее ограничение впечатлений (весь семейный досуг сводится зачастую к банальному потребительству), нежелание взрослых удовлетворять познавательные интересы детей, отсутствие в доме книг, недостаток времени у родителей на познавательное времяпрепровождение. И еще сегодня говорят об неуважительном отношении к знанию вообще и отсутствии примеров для подражания на экранах ТВ.       


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Уроки труда в школе должны быть конкретными

Уроки труда в школе должны быть конкретными

Владимир Семенихин

Даже забивание гвоздей требует знаний и умений

0
8178
Когда калории не впрок – следует обратиться к детскому психологу

Когда калории не впрок – следует обратиться к детскому психологу

Наталья Савицкая

Учение со вкусом

0
5287
Духовно-нравственная культура теряет субъектность

Духовно-нравственная культура теряет субъектность

Наталья Савицкая

Курс "История" основного общего образования в очередной раз переформатировали

0
7099
Почему приходится занижать требования к педагогу

Почему приходится занижать требования к педагогу

Елена Герасимова

Министр просвещения надеется справиться с кадровым голодом в школах привлечением к работе студентов

0
8431

Другие новости