0
3844
Газета Образование Печатная версия

28.06.2018 00:01:00

Адам Смит знал, как измерить достоинство преподавателя

Ученик, как покупатель на рынке, в любой момент должен иметь возможность перепоручить себя другому педагогу

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук.

Тэги: адам смит, образование, репетиторство, ученик, преподаватель


128-8-1.jpg
Памятник Адаму Смиту в Лондоне.
Фото Андреаса Праефке

Вроде не совсем круглая, но все же красивая дата: 16 июня 1723 года родился шотландский экономист, философ-этик Адам Смит. В Эдинбургском университете 25-летний Адам Смит читал изящную словесность и естественное право. «Постепенно, под влиянием вопросов слушателей, – пишет биограф, – он перемещался к более актуальным темам: справедливость, бедность и т.п.». Иначе говоря, слушатели (а Смит работал за их деньги) управляли говорящим, содержанием его занятий. Внимая лектору, они могли задать любой вопрос. А при необходимости – покинуть зал и перейти в другой.

Формула «спрос (то есть вопрос ученика) диктует предложение» работает в образовании лишь при условии всегда открытой двери класса. Ученик, подобно покупателю на рынке, в каждый удобный для него момент должен иметь возможность перепоручить себя другому педагогу («продавцу»), покинув данный класс в пользу соседнего.

Этой природе рынка применительно к образованию Смит посвятит многие страницы своего главного труда «Исследование о природе и причинах богатства народов». Защищая право молодежи на свободное образовательное поведение, Смит настаивает: менять преподавателей (кафедру, колледж) студент должен так же спокойно и спонтанно, как прогуливающийся по торговым залам покупатель. То есть «не испрашивая предварительно и не получая на это разрешения у колледжа (преподавателя), который они намереваются оставить».

Наблюдая этот «рынок репутаций» в Эдинбурге, а затем и в Университете Глазго, отнюдь не из тиши своего вице-ректорского кабинета, а из самого пекла событий (вице-ректор сам преподавал), Смит записывает: КПД «рыночных» вузов намного выше, чем у более для нас привычных административно-силовых, где предложение диктует сам производитель (типа Оксфорда в то время).

Слышится нота изумления, когда он сообщает: инновации скорее проникают в бедные университеты, где педагоги полностью зависят от гонораров своих слушателей. А «наиболее богатые и лучше всего снабженные университеты проявляют наибольшую медлительность в их принятии».

То есть в образовании, о котором сегодня иначе, как о самой консервативной и закрытой отрасли, не говорят, рынок на уровне «учитель–ученик» работает безукоризненно. Даже в обыкновенной беседе именно чьему-то «спросу» (реплике, обращению) всякий из нас обязан тем, что обретает повод «предложить» в ответ свои возможности и стать полезным собеседником.

Польза на первом месте: люди и в диалог вступают нередко лишь ради нее. Но что она такое в педагогике? Наши духовные искания, приросты и утраты – кто оценит их, какими инструментами, в каких биткоинах?

«Стремление быть полезным» – базовая единица измерения студентом человечности преподавателя, по Смиту. Вот как об этом пишет он сам: «Таково великодушие и благородство большей части молодых людей, что они отнюдь не склонны игнорировать или презирать наставления своего учителя, если он обнаруживает хотя сколько-нибудь серьезное стремление быть им полезным».

Это стремление к добру (по-русски «польза» и «добро» почти синонимы) представляет собой акт свободной воли, а никак не штатную обязанность профессора. С другой стороны, «вопросительное» право слушателя на рынке (право на вопрос, получение ответа и последующий поиск новых собеседников) также является нормой эффективного общения. Оно не нуждается в законодательном оформлении, как право на дыхание.

Но не для Адама Смита. В своем величайшем сочинении он отпускает желчную усмешку в адрес одной юридической бумаги, которую называет «вознаграждением за посещение». (Не узнали? Это – аттестат!) Она блокирует свободу поведения студента на рынке услуг, предписывая аккуратно отбывать все предлагаемые курсы и предметы до последнего звонка. И как с ней поступить? Какими инструментами преодолеть давление зловредной корочки на нравственное поведение людей?

Он был еще и репетитором – в перерывах между университетскими делами занимался с «мелкотой», которую брал на домашний пансион. И лишь когда канцлер казначейства Великобритании предложил 1000 фунтов в год за воспитание сына, согласился оставить преподавание. Зашел вернуть студентам Университета Глазго гонорары за непрочитанные лекции, из которых складывался заработок профессора. Они не взяли, оценив его работу с ними в самых превосходных выражениях...

Что же придумал Смит? Он предложил не уничтожить аттестаты в школах и университетах, нет, а предоставить право каждому частному педагогу выдавать свой собственный выпускной документ: «...А там пусть все решает конкуренция...»

Нынешние продолжатели его учения мыслят не так масштабно. Свежий пример. На вопрос автора этих строк, принадлежит ли доблестная армия репетиторов России к частному или иному сектору образования, представитель федерального правительства дал такой ответ: «Пусть сначала зарегистрируются как индивидуальные предприниматели, заплатят налоги, а потом поговорим».  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

3. Рособрнадзор предоставил выпускникам школ вторую попытку, чтобы сдать ЕГЭ

Единый государственный экзамен не отменят, но будут долго совершенствовать

0
1734
5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

5. Принят закон, защищающий учителей от оскорблений

В школах появятся комиссии, которые займутся роддержанием авторитета педагогов

0
1380
В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
6738
Явка с повинной и чистосердечное признание депутата Затулина

Явка с повинной и чистосердечное признание депутата Затулина

Константин Затулин

0
17067

Другие новости