Большинство опрошенных учителей отметили, что их зарплаты уменьшились. Фото Reuters
Ученые Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) провели опросы учителей и отметили рост неудовлетворенности их своим заработком. Большинство педагогов напрямую говорят о тенденции снижения заработной платы.
Исследование велось на протяжении последних четырех лет. И хотя регионы, которые оказывались в центре внимания аналитиков, сменяли друг друга, неизменным оставался результат: большинство опрошенных отмечали, что их зарплата уменьшилась.
Так, например, в исследовании за последний год отмечено, что 22,1% респондентов сообщали об увеличении их зарплаты, 29,3% считали, что она не изменилась, а почти половина (48,6%) отмечали, что стали получать меньше. Наиболее сложное положение с оплатой труда учителей выявили опросы в Алтайском крае – лишь 11,5% респондентов рассказали о повышении оплаты по сравнению со средним значением, а 46% респондентов заявили о снижении оплаты труда.
В Челябинской области 41,6% опрошенных учителей утверждали, что ситуация с их зарплатой не изменилась, о незначительном росте проинформировали исследователей 24,9% учителей, о значительном снижении сообщили 9,7%.
В Ставропольском крае в целом учителя дают картину снижения уровня оплаты труда. Причем о росте зарплаты в первую очередь сообщают молодые учителя. А педагоги старше 35 лет дают менее позитивные оценки, говорится в исследовании.
Как известно, наибольшие вопросы у педагогического сообщества всегда вызывает стимулирующая часть оплаты учительского труда. Недавно уральские СМИ передали со ссылкой на первоисточники, что курганские учителя даже готовы выйти на забастовку из-за того, что лишились (по их мнению) этих выплат. Из нынешнего опроса РАНХиГС следует, что стимулирующую часть получают сегодня 85,3% учителей. Но при этом обнаружены следующие региональные различия. По сообщениям учителей, почти четверть педагогов Алтайского края (24,3%) не получают стимулирующих выплат, в Челябинской области эта доля составляет 15,3%, в Ставропольском крае – 5,2%.
На вопрос, насколько справедлива установленная в школе система распределения стимулирующих надбавок, 48,7% опрошенных ответили, что считают ее вполне соответствующей истине; 23,7% – нашли ее недостаточно справедливой, и совершенно несправедливой назвали ее лишь 8,2% респондентов.
Еще одна важная деталь из приведенного выше мониторинга: учителя, аттестованные на первую и высшую квалификационные категории, сообщают о снижении уровня оплаты труда. А вот их коллеги с действующей второй квалификационной категорией или не имеющие категории вообще чаще отмечают, что их заработная плата выросла. И как раз эта тема взволновала исследователей больше всего, поскольку данный фактор говорит о политике уравниловки, которая способна подорвать стимулы к дальнейшему профессиональному росту учителей.
Не менее интересно на фоне такой картины выглядит рейтинг зарплат самых высокооплачиваемых из педагогов – учителей иностранного языка. Анализ проведен на основе данных Росстата, Минтруда и независимого рейтингового ресурса SchoolRate. Первое место в рейтинге заняла Москва. Средний заработок столичного педагога составляет 56 205 руб. в месяц в общеобразовательных школах, а в частных – 64 800 руб., говорится в исследовании РЦЛИ (Региональный центр лингвистических исследований). Всего же средний уровень заработной платы учителей иностранных языков в школах России составляет 30 377 руб. Уровень оплаты учительского труда в школах дополнительного образования, по данным SchoolRate, выше, чем в государственных школах, в среднем на 11,5% (и средний уровень зарплат здесь составляет уже 33 900 руб.). Самые низкие зарплаты у учителей английского в Марий Эл (12 500 руб., по данным SchoolRate), Алтайском крае (13 980 руб.) и Карачаево-Черкесии (14 205 руб.). В десятку регионов-аутсайдеров по зарплатам преподавателей английского также попали Кабардино-Балкария, Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия, Ставропольский край, Алтай и Орловская область.
Как отмечают аналитики РАНХиГС, неудовлетворенность размером заработной платы вполне может стимулировать учителей к перемене деятельности: около 30% учителей, опрошенных академией, этого не исключают. Найти другую работу, но по-прежнему связанную с образованием, планируют (или не исключают для себя) около 40% неудовлетворенных работой. Планы выхода из системы образования строят чаще всего молодые учителя.