Урок патриотизма в школе зачастую связан с военной тематикой. Фото PhotoXPress.ru
Как сообщает иркутское информационное агентство «Альтаир», в проекте бюджета Иркутской области на 2018 год на реализацию программы «Патриотическое воспитание молодежи» предусмотрели 14,9 млн руб. По сравнению с 2016 годом финансирование программы увеличено в три раза. Как сообщает пресса, благодаря этой сумме восстановлена региональная система патриотического воспитания. Теперь во всех 42 муниципальных образованиях Приангарья работают специалисты, координирующие эту работу. В этом году они организовали и провели около 2 тыс. мероприятий патриотической направленности, в которых приняло участие более 620 тыс. человек.
Событие не из ряда сверхновостей, но довольно показательно в том плане, что за последние годы в обращении и ожидании власти к молодежи усилилась патриотическая составляющая. В публичных речах, официальных документах активно звучат темы патриотизма, национальной идеи, защиты традиционных ценностей.
Вот, например, о семейных и нравственных ценностях попытаются говорить в рамках урока борьбы со СПИДом, который пройдет 1 декабря. К мероприятию организаторы подошли творчески и с размахом, решив провести его в формате «баттл» между студентами младших курсов, чтобы красочно, в доступных и модных рэп-выражениях рассказать юным гражданам, где больше способов заразиться – в бассейне, салоне красоты или на романтическом свидании. Столь творчески-романтичный подход к теме СПИДа просто не мог остаться незамеченным. Организаторам предложили опереться на тему семейных ценностей. В результате лобового столкновения этих интересов возник скандал на тему «презерватив – школьник».
На самом-то деле малозаметный, но важный момент здесь заключается в том, что молодежь – это особая группа, с которой все стремятся разговаривать каким-то особым способом. Кстати, и в советах Сбербанка (исследование группы «Валидата» о российской молодежи для Сбербанка РФ) в рекомендациях, как разговаривать с молодежью, так и записано: «Чтобы удерживать внимание центениалов, необходимо не перегружать их большим объемом информации, должно быть сразу понятно и «цепляюще»; предпочтительно подавать информацию в наглядном визуальном виде; использовать простой неформальный язык, но не пытаться подделываться под сленг...».
Я как-то читала Искэндера Ясавеева, старшего научного сотрудника Центра молодежных исследований Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, который исследовал риторику молодежных программ, инициированных государством, и характер публичных речей политиков. Он проанализировал тексты президентских выступлений, правительственных отчетов, федеральных документов, отобранные по наличию ключевых слов «молодежь», «молодежный», «молодые».
Результаты анализа показали ряд тенденций. Первая тема, связанная с данной тематикой, это – молодежь необходимо защищать от «деструктивного информационного воздействия». Другие темы касаются правонарушений: нахождение в местах лишения свободы, употребление наркотиков и т.д. Еще всплывает тема «внешней угрозы». В официальных речах и документах политики используют такие термины, как «борьба за умы», «манипуляция сознанием», «навязывание норм и ценностей», «провоцирование конфликтов».
Еще очень интересная вещь: с одной стороны, молодежь надо защищать, а с другой – на нее возлагаются большие надежды. Так, подготовка патриотически настроенных молодых людей, способных к защите страны, – один из приоритетов государственной молодежной политики.
В программах патриотического воспитания прилагательные «военный» и «воинский» стали употребляться значительно чаще, чем несколько лет назад, отмечает ученый. Идея труда из патриотической риторики в настоящее время исключена. А сам патриотизм, значение которого сдвигается от «любви к отечеству» к готовности воевать за государство, представляется в качестве универсальной черты российской молодежи и новой национальной идеи.
Особое место, в обращении политической элиты к молодежи занимает тема ценностей. Здесь присутствует противопоставление «истинных» и «традиционных ценностей» неким «квазиценностям», отмечает автор. Впрочем, сделаем поправку. В последнее время хор риторических воззваний к обществу в целом немного изменился. События самого последнего времени показывают, что тема нравственных ценностей никуда не ушла, но в повестку дня добавились разговоры про культуру, трудовое воспитание и субкультуру.
Еще одно из исследований социологов ВШЭ зафиксировало, что у студентов отмечен низкий уровень доверия институтам (в первую очередь государственным институтам) и неверие в собственные возможности что-либо изменить. Поэтому для такой молодежи предпочтительнее стратегии «малых дел», здесь они могут самостоятельно наполнить их смыслом, исходя из общечеловеческих ценностей, отмечают авторы исследований.
Добавляет штрихи в эту картину и наблюдение сотрудника ВШЭ Елены Петренко, которая опрашивала волонтеров и активистов. Она выяснила, что добровольцы, готовые помочь ближнему, как правило, более материально обеспечены, чем официальные активисты. И в большинстве своем волонтеры не политизированы. Добровольцы не обращают внимания на властные призывы и творят добро по велению своей внутренней природы. Впрочем, заметим, что многие из активистов уже поднаторели в получении грантов на социальные проекты и с охотой рассказывают о своей возможной карьере на управленческом поприще в будущем.
В исследовании делается и тот важный вывод, что российское общество способно самоорганизоваться в экстремальных ситуациях. И эта способность его скорее всего не зависит от количества проведенных мероприятий патриотической направленности. А зависит от чего-то другого.