Английским в школе теперь займутся всерьез. Фото PhotoXPress.ru
Открытое письмо министру образования РФ Ольге Васильевой разместил интернет-ресурс «Наш город Тюмень». Послание министру написала мама учеников 6-го и 8-го классов Мария Солотова, и касается оно намерений Минобрнауки РФ ввести обязательный ЕГЭ по английскому языку в ближайшие годы (2020 г.).
«Ольга Юрьевна, – пишет мать, – на встрече с молодыми учеными в рамках Восточного экономического форума Вы признались в том, что ждете результатов экзамена с ужасом. Уверяю Вас, что Ваш ужас не идет ни в какое сравнение с ужасом, который предстоит пережить нам, родителям, нашим детям, руководителям и учителям средних школ России. К родительскому ужасу о результатах экзамена прибавится еще ужас по поводу необходимости дополнительных затрат, которые станут для нас неизбежными».
Сама преподаватель с большим стажем, женщина пишет, что за всю жизнь ей не пришлось встретить ни одного выпускника школы, который сдал бы экзамен по иностранному языку без участия репетитора. Методики преподавания этого предмета, уровень подготовки педагогических кадров, программы, учебники просто не позволяют детям знать язык на уровне, который позволял бы сдать экзамен, пишет обеспокоенная мама. Еще автор письма замечает, что большая нагрузка учителей не позволяет им качественно готовиться к урокам. А условие – не больше 10 человек в группе изучения иностранного языка – для большинства школ страны «нереально в принципе». С 1 января 2016 года из санитарных правил исключен норматив, устанавливающий обязательное наличие в классе не более 25 учеников. В классах, в которых учатся сегодня дети женщины, по 34 ученика, и это не предел (то есть в группах иностранного языка – по 17 человек и более).
Вообще с изучением языка в стране дела всегда обстояли плохо. Согласно опросам Левада-Центра, последние из которых относятся к 2014 и 2015 годам, 70% россиян не владеют ни одним из иностранных языков. Среди тех, кто владеет каким-либо из языков, английский – самый распространенный, на нем могут более-менее свободно выражаться 11% опрошенного населения. Немецкий знают 2% и испанский тоже 2%. В целом число респондентов, говорящих свободно на иностранных языках, заметно выше среди молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, среди людей с высшим образованием и жителей крупных городов.
Ежегодный индекс владения английским языком представила около полутора лет назад и компания EF Education First. Для исследования были проанализированы данные тестирования 910 тыс. человек в 70 странах мира, где английский является иностранным языком. Россия заняла 39-е место в мире по уровню владения английским языком. На 1-м месте рейтинга стоит Швеция с показателем знания английского языка – 71 пункт. В первую пятерку стран также вошли Нидерланды (71 п.), Дания (70 п.), Норвегия (68 п.), Финляндия (64 п.). Во второй группе стран с «высоким уровнем» знания английского оказались в том числе Германия, Индия, Сингапур, Венгрия. Россия остается в группе стран с «низким уровнем» знания английского языка – наряду с Перу, Францией, Бразилией и Китаем.
«Корреляция между уровнем владения английским в стране и ее валовым национальным доходом на душу населения, качеством жизни, доступностью Интернета остается ярко выраженной и прочной», – утверждается в исследовании компании. Не будем полностью полагаться на данное заявление, но заметим, что значимость английского языка для развития экономики и бизнеса нельзя недооценивать. Хотя мы также знаем наверняка, что сегодня большинству россиян он не так часто нужен в реальной жизни. Согласно исследованию фонда «Общественное мнение», 79% российских граждан ни разу в жизни не выезжали за границу. Похожие данные приводит Левада-Центр: 83% россиян не имеют загранпаспорта, 70% никогда не отдыхали за рубежом.
Доводы мамы Марии Солотовой насчет методики преподавания – тема отдельного разговора. Как преподаватель английского языка в прошлом, могу только заметить, что советская школа всегда славилась обстоятельным изучением основ грамматики языка и чтением текстов классической иностранной литературы на языке оригинала. Сегодня очень распространена та ошибочная точка зрения, что «умение правильно говорить» не связано с освоением грамматического и фонетического аппарата. Модные методики, пришедшие от репетиторов и курсов самых разных мастей, часто муссируют эту тему. Но это тот самый случай, когда вместе с ванной выплеснули и ребенка. Без базовых компонентов невозможно нормальное изучение языка в принципе. В то же время нельзя игнорировать и другие составляющие изучения. Например, у нас всегда страдала коммуникация. Сегодня с этим стало полегче, и даже для какой-то части населения есть возможность погружения в языковую среду, но для большинства населения все эти вещи пока остаются недоступными.
Поэтому основной вопрос Марии Солотовой министру образования оставим все-таки без изменения: за счет каких ресурсов дети России приобретут знания, позволяющие сдать экзамен по английскому языку?