0
4456
Газета Образование Интернет-версия

14.09.2017 00:01:00

Имеет ли репетитор право на именной сертификат

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: образование, егэ, репетиторство, сертификат


образование, егэ, репетиторство, сертификат Без репетититора ЕГЭ на «отлично» не сдашь – в этом убеждены сегодняшние выпускники. Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru

Давайте будем называть то, что происходит в сфере государственного обучения (на казенный счет) и после уроков (за деньги), своими именами. И тогда станет понятно, кто учит, воспитывает, развивает вкус и ум, поддерживает дух и чувство собственного достоинства, избавляет от привитых на уроках комплексов и фобий – репетитор. Ну а школа? Правильно: отчитывается и присваивает лавры победителя себе.

В августе прошлого года объявили о невиданных свершениях московских учеников на ниве исследования PISA-2016. Оно выявило, что по читательской и математической грамотности школа Первопрестольной находится в топе-10 лучших образовательных систем мира. А по естественнонаучной грамотности – на уровне топа-20.

Пир на весь мир. Заздравный гимн столичной педагогике спели все сайты, теле- и радиоканалы. Даже главный разработчик и куратор теста PISA Андреас Шляйхер признал, что лучшие учащиеся Москвы ни в чем не уступают сверстникам из стран с наиболее эффективными моделями образования.

Позвонил старой знакомой, выдающемуся специалисту в области школьных измерений. Спрашиваю: похоже на правду? Пишут, дескать, что 15-летние москвичи заткнули за пояс Сингапур и Гонконг на предмет читательских умений.

Вместо ответа аналитик познакомила с итогами другой международной программы по оценке качества образования – TIMSS 2015 года (Trends in Mathematics and Science Study) в 60 странах мира. 67% российских учеников занимаются с репетиторами – гласит один из наиболее, пожалуй, звонких выводов исследования. Об этом составителям международной анкеты сами подростки, участники TIMSS, и рассказали.

«TIMSS раскрывает цифру в целом по России. Если же взять, в частности, Москву, то здесь берущих частные уроки школьников не менее 80%. Особая «московская методика», о которой без умолку твердят, – это на самом деле репетиторство и в хвост, и в гриву. Причем начиная с детского сада, с малышей, которых надо сперва устроить в правильную школу», – прокомментировала тестолог с мировым авторитетом.

Тем не менее утром дети идут на уроки в школу. Для чего? «А потому, что все так делают, а ты частичка коллектива», – объясняют им родители, убегая на работу. Другой довод: «Важно менять декорации, малыш, встречаться с новыми людьми – не сидеть же дома дикарем».

На самом деле что уж непонятного: дети идут в школу за оценками, за аттестатом, который репетиторы пока еще не научились выдавать, да это и не принято. Так, может, пора предоставить это право людям, обеспечившим нашим школам место в первой десятке лучших школ планеты? Право на собственный именной сертификат педагога-частника, скрепленный государственной печатью.

А чем наши ребята занимаются в свои свободные часы? В период от «после уроков» до начала посещения репетиторов? Существует экспертная оценка: около половины школьников – пользователей Всемирной паутины – в Московском регионе каждый день ищут готовое домашнее задание (ДЗ). Понятно? От приставучей школы дети отделываются готовыми ДЗ – на, и отстань. А к репетитору летят на крыльях.

Скажут: да возьмите любую цивилизованную страну, там масштабы репетиторства сопоставимы с нашими. Разрастание «экономики в домашних тапочках» свидетельствует, мол, скорее о состоянии умов родителей, нежели об уровне учителей. Споры такого рода бесконечны и бессмысленны. И все-таки кое-какие выводы из подобных сравнений сделать можно.

Поголовно массовому репетиторству мы обязаны двум равномасштабным и тесно увязанным друг с другом событиям. Переходу на обязательный ЕГЭ (январь 2007-го) и к обязательной 11-летней школе (июль того же года). Юбилей, однако! Да еще и двойной.

Валовая подготовка «квалифицированных потребителей» школьных, а затем вузовских корочек стала возможной благодаря именно этим политическим решениям. Российского учителя оставили без выбора, приговорив к таким же валовым припискам и очковтирательству. В результате «переписывание (а точнее, подделка) классных журналов приняло характер эпидемии», констатировала «Учительская газета» уже в 2011 году.

Вот таким образом система образования, чьим достижениям рукоплескали целые континенты, перетекла из классных комнат в более уютные домашние покои.

Во время «Прямой линии» с президентом его спросили о внуках: сколько им лет, как поживают?

Он сказал, что «кто-то уже в детский сад ходит». И, не называя номера, добавил: «Видите ли, в чем дело, я хочу, чтобы мои внуки росли в детских коллективах и становились нормальными людьми».

Организаторы этого вопроса из президентской команды вроде бы били в десятку, подымая выигрышную тему детских товарищеских объединений. Но в итоге допустили непростительно грубый просчет. Ибо где они сегодня, детские коллективы? В тренде сугубо индивидуальная, хотя и столь же широко востребованная, работа частных педагогов на дому. Нормальных людей нынче лишь там по преимуществу и делают.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
773
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
483
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
950
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
941

Другие новости