0
6877
Газета Образование Интернет-версия

24.08.2017 00:01:00

ЕГЭ влияет на студента значительно больше, чем видится

Тэги: вуз, егэ, профессия, выбор


вуз, егэ, профессия, выбор Экономический вуз облегчит дальнейшую благополучную жизнь – кто-то думает при поступлении и так. Фото с сайта www.econ.msu.ru

Согласно данным исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС), чуть ли не половина выпускников вузов выбирают профессию наобум. Этому способствует единый государственный экзамен. Который, с одной стороны, сводит всю подготовку в школе к натаскиванию на ЕГЭ. С другой стороны, система приема устроена так, что абитуриент психологически боится рисковать и штурмовать вуз мечты. И довольствуется тем заведением, куда он проходит по баллам. Есть ли в этом неприятный момент для выпускников и государства в целом? Конечно, есть.

О предварительных результатах нынешней кампании говорилось уже много. Напомним лишь некоторые основные моменты. Как рассказали ректоры на конференции, посвященной итогам приемной кампании, в этом году школьники показали устойчивый интерес к естественно-научным дисциплинам. Такой интерес держится уже последние года два подряд. И это результат политики Минобрнауки, которое признало это направление в числе авторитетных. Среди модных направлений, востребованных абитуриентами, предсказуемо нашлись IT- и нанотехнологии. Рост интереса к инженерным специальностям заметили в этом году даже ректоры экономических вузов. По уровню востребованности эти направления подготовки приближаются по популярности к экономическим.

Впрочем, сильной эйфории по этому поводу испытывать не надо. Не все так празднично. Так как возможности абитуриента  в последние годы значительно расширились (он может выбирать из пяти вузов и трех специальностей в вузе), то уже никто из будущих студентов не откладывает поступление на следующий год, как это было популярно в прошлые десятилетия. Тогда люди поступали более осознанно и готовы были пропустить год, но попасть в тот вуз и на ту специальность, которые себе наметили ранее. Сегодня ни о какой потере года не может быть и речи. Поэтому-то, собственно, и много поступлений не по зову сердца, а по зову Минобрнауки. 

Конечно же, абитуриент может принять неправильное решение не только из-за веления Минобра, но и под давлением родителей, которые решают, чем заняться их чаду; из желания получить теплое местечко; под влиянием социальной нормы – пересидеть армию и т.д. Еще напомним, что высшее образование в стране стало почти всеобщим, без учебы в вузе современная биография немыслима. Сегодня раздаются голоса политиков в разных странах, что нужно настраивать людей не на высшее образование, а на получение различных навыков и компетенций. Это сделает жизнь человека и надежнее, и комфортнее в будущем. Но этот призыв наталкивается на стойкое сопротивление родительского сообщества и не отзывается в сердцах молодежи.

Еще стоит здесь обратить внимание на социально-экономические и профессиональные предпочтения молодежи. Интересная тенденция обнаруживается. Судя по опросам, большинство выпускников хотят работать в госсекторе. Причем дети из богатых семей мечтают работать в госкорпорациях, а дети из бедных – в силовых структурах. Если помнить о классовых противоречиях, которые никуда не ушли, то будущее обеих групп видится интересно насыщенным. Обидно, что молодежь сегодня не стремится работать в частном бизнесе, не хочет открывать свои предприятия, не хочет рисковать. И это грустно для страны в целом.

Итак, абитуриенты не всегда выбирают специальность в вузе «по любви». Увы, в итоге несамостоятельный выбор часто приводит к «аллергии» на учебу, а затем – к отчислению из вуза. Одним словом, поступить в вуз – это хорошо, но еще лучше задержаться в нем ровно на то количество лет, сколько положено. Если говорить о том, что больше всего влияет на «приживаемость» студента в университете, то здесь действует сразу несколько факторов. Например, влияние могут оказать личные качества студента, цели, мотивация и др. Сюда же можно добавить школьный опыт, который тоже не проходит бесследно. Если студент привык в школе все брать штурмом в последние дни перед большой контрольной, то скорее всего это повторится и в университете. А если вчерашний школьник привык в школе систематически выполнять задания, то эта привычка не уйдет от него и в будущей жизни. Влияет на приживаемость студента в вузе и внешняя среда – атмосфера в вузе и особенности того коллектива, где он постоянно пребывает вне вуза.

В ситуациях, когда у студента нет убежденности в том, что он выбрал свою специальность, его интересуют не знания, а вузовский диплом. Такая мотивация недостаточна для хорошей учебы и «закрепления» студента в университете. Нередко студенты разочаровываются в выбранной специальности. В опросах ВШЭ, например, «пересмотром ценностей» объяснили свое выбытие примерно треть учащихся. По  той же причине часть студентов меняют отделение или факультет (переводятся, досдают нужные предметы), но часть студентов покидает вуз вообще. Еще 7% опрошенных (в дополнение к той трети «разочаровавшихся в специальности») осознали, что «на данном жизненном этапе не хотят обучаться в университете». Даже вот так!

В этом году много говорилось о росте среднего балла ЕГЭ поступающих в вузы. Влияет ли высокий балл на жизнь студента в университете? Например, в Высшей школы экономики (НИУ) социологи отследили результаты по русскому языку. Как этот показатель успеваемости «на входе» в вуз (баллы ЕГЭ по русскому языку учитывают все факультеты) связан со средним баллом студента на первом курсе, то есть с текущими оценками. И проанализировали, как соотносятся результаты ЕГЭ с вероятностью отчисления. Вывод таков: баллы школьных экзаменов положительно влияют на успеваемость в вузе и отрицательно – на шансы вылета из университета. То есть чем выше результаты ЕГЭ, тем выше оценки в вузе и ниже риски отсева.

Впрочем, молодым не стоит отчаиваться. Ошибки поступления, как и все ошибки молодости, – еще не конец. Американский психолог Джефри Арнетт считает, что в этом поиске себя и своего места в жизни нет ничего страшного. В своих работах ученый описывает взросление молодежи 18–25 лет «как нелинейный, индивидуальный процесс, предполагающий поиски идентичности». Этим объясняет он нестабильность в образовании, работе, любви. Видимо, на это и рассчитывают взрослые, вмешиваясь в выбор молодежи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
285
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
275
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
394
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
286

Другие новости