Интерес абитуриентов к вузу связан с известностью бренда вуза. Фото РИА Новости
В этом году в вузы поступало самое маленькое количество выпускников школ. Но демографический спад закончился, и со следующего года число студентов будет только расти. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в этом году на бюджетные места в российских вузах могли рассчитывать более половины абитуриентов – 57%. Удивительно другое. По словам части ректоров, существенно вырос средний балл поступающих на бюджетные места.
По словам ректора Российского университета дружбы народов (РУДН) Владимира Филиппова, средний балл среди бюджетников возрос почти на две единицы. Из 47 направлений подготовки, на которые принимал вуз, средний балл ЕГЭ вырос по 37 специальностям, при этом по 18 из них очень существенно – более чем на 10 баллов.
Когда появляются сообщения о разного рода рекордах, то первое, что они вызывают, чувство недоверия. Как обычно, рекорды ЕГЭ проверяются в течение осени. И хочется надеяться, если подтасовки были, то они все равно вскроются с течением времени. Впрочем, некоторые эксперты считают рост среднего балла в нынешнем сезоне логичным явлением. Меньше учеников в классе, а в этом году, напомним, был самый маленький выпуск из школ, больше возможностей для раскрытия способностей каждого.
По данным ресурса «Поступи. Онлайн», в период приемной кампании в вузы 2017 года (с 12 июня по 13 июля) онлайн-тест по ЕГЭ был пройден 2,4 млн раз, более чем миллионом абитуриентов. Средний балл ЕГЭ на один предмет абитуриентов вузов, поступавших на бюджетные, платные места и все формы обучения по всей России, в 2017 году составил 64,3.
Куда и как поступали нынешние выпускники, можно проследить по контенту, представленному «Поступи. Онлайн». Ресурс фиксирует многие детали. Например, помогает отследить количество просмотров материала вуза, то есть начальный интерес молодых людей. В этом году интерес к контенту программ Санкт-Петербургского университета (СПбГУ) более чем в два раза превысил средний показатель всех других вузов. Он опередил даже МГУ имени М.В. Ломоносова. Причина, считают эксперты, в том, что это один из самых известных и престижных вузов России, при этом, в отличие от МГУ, на большинство программ тут не нужно сдавать экзамены в вузе.
В топ-10 интереса абитуриентов по количеству просмотров контента вошли: СПбГУ, РУДН, Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Российская академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС), Санкт-Петербургский политехнический университет (СПбГУ) имени Петра Великого, Российская экономическая академия (РЭУ) им. Плеханова, МГУ имени М.В. Ломоносова, Уральский федеральный университет (УрФУ), Московский авиационный институт (МАИ) и Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Баумана.
Запросы показали города, наиболее интересные абитуриентам. Таковыми стали Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Уфа, Краснодар, Владивосток, Новосибирск, Воронеж. Общий интерес к техническим специальностям у абитуриентов 2017 года максимальный за все годы – 18% абитуриентов прошли тест по данной группе специальностей. Второй по популярности фокус притяжения абитуриентов – медицина: 12,4% абитуриентов проверили свои шансы при поступлении на медицинские специальности. Далее следуют «Экономика и финансы», «Менеджмент», «Математика и информационные технологии», «Юриспруденция», «Образование и педагогика», «Филология и лингвистика», «Психология». Замыкает топ-10 группы специальностей «Биология, биотехнология, биоинженерия». В группе специальностей «Математика и информационные технологии» наиболее популярные направления «Информатика и вычислительная техника» и «Математика и механика».
Анализ запросов помог экспертам сделать некоторые выводы. Интерес абитуриентов к университету связан с известностью бренда вуза и опытом взаимодействия с ним в рекламных коммуникациях. Чем более системно построены такие коммуникации с целевой аудиторией, тем выше востребованность бренда. Отмечено также, что 5–10% наиболее продвинутых абитуриентов уже в 10-м классе определились с вузом и программой, наметили план действий по участию в Олимпиадах, участвуют в школах абитуриента вуза и осмысленно готовятся к поступлению. Такие ребята после получения результатов ЕГЭ могут искать для себя альтернативу для подстраховки.
И еще один важный итог нынешней вступительной кампании в вузы. Большая часть пользователей агрегаторов вузов и их программ в период приемной кампании – это средний абитуриент со средними или немного выше средних баллами ЕГЭ. Они хорошо представляют сложности поступления в престижные вузы и ищут максимально интересные возможности для себя. На интерес абитуриентов к вузам влияет востребованность предлагаемых ими программ. Спрос на конкретную программу не определяет средний балл абитуриентов, выбирающих ту или иную программу. Так, на некоторые профили конкурс и спрос могут быть высокими при вполне средних баллах поступающих.