Астрономия возвращается в школу. Фото агентства «Москва»
Впервые о возвращении астрономии в российскую школу министр образования и науки РФ Ольга Васильева заговорила осенью 2016 года, вскоре после своего назначения на должность. Прошло меньше года. Сегодня необходимые изменения уже внесены в образовательный стандарт.
В июне 2017 года министр Ольга Васильева подписала приказ № 506, согласно которому в федеральный компонент государственного образовательного стандарта старшей школы включается новый предмет – астрономия. Изменения вносятся в два раздела стандарта – в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и в требования к подготовке выпускников.
В обязательный минимум базового уровня по астрономии включены восемь разделов. Это предмет астрономии, основы практической астрономии, законы движения небесных тел, Солнечная система, методы астрономических исследований, звезды, наша Галактика – Млечный Путь, строение и эволюция Вселенной.
Согласно ГОС, изучив курс астрономии, выпускники должны, например, уметь описывать и объяснять условия наступления солнечных и лунных затмений, причины возникновения приливов и отливов, характеризовать основные элементы и свойства планет Солнечной системы. Еще одно обязательное умение – находить на небе созвездия Северного полушария: Большая и Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея и Орион.
История школьной астрономии в нашей стране берет отсчет со времен Петра I. Уделяли ей внимание и в советскую эпоху – в 1980-е годы на нее отводился один час в неделю в 10-м, а затем в 11-м классе. Однако из постсоветской школы астрономия как обязательный предмет постепенно была вытеснена (такая же судьба постигла и черчение).
Впрочем, преподавать астрономию никто не запрещал, и многие учителя продолжали это делать, причем на очень высоком профессиональном уровне, отмечает заместитель директора Института стратегии развития образования РАО Ирина Логвинова. И у детей к этой науке был интерес. Иначе откуда бы взялись достижения наших школьников на олимпиадах по астрономии?
«Астрономия имеет мировоззренческое значение, поскольку дает школьникам целостное научное представление о мире, – считает Ирина Лапина, сотрудник Краснопресненской обсерватории Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга (ГАИШ) МГУ. – На уроках астрономии ученик учится не только решать задачи, но и ставить их, что важно для жизни, работы и карьеры в любой области».
«Этот предмет основан на любознательности детей, как никакой другой, – убежден профессор кафедры астрофизики и звездной астрономии ГАИШ МГУ Александр Засов. – Во всем мире распространены кружки любителей именно астрономии, а не хирургии или квантовой механики. Астрономия формирует общую культуру, дает противоядие от мракобесия. А изучение астрономии на профильном уровне способствует подготовке кадров для стратегических отраслей – космической, оборонной». Александр Засов добавляет, что в астрономии сейчас наблюдается информационный взрыв – публикуется гигантское количество научных работ, и профессионалы не успевают следить за новостями. Основная причина – внедрение высоких технологий, благодаря которым появляются новые виды телескопов и новые способы обработки астрономических данных.
20 июня 2017 года Ольга Васильева подписала еще один приказ – № 581, в соответствии с которым в Федеральный перечень учебников включен учебник астрономии для 10–11 классов, недавно изданный образовательным холдингом «Просвещение». Его автор, доктор физико-математических наук, профессор Московского педагогического университета Виктор Чаругин, убежден, что поступательное развитие цивилизации определяется именно астрономическими исследованиями.
В новом учебнике описываются астрономические явления и подходы к решению современных астрономических проблем на базе физических законов, которые школьники уже изучили. Большое внимание уделяется развитию представлений об окружающем мире, драме идей, которая предшествовала современным научным открытиям, и современным методам исследования Вселенной.
Однако школьные уроки астрономии не должны исчерпываться работой по учебнику, считает заместитель руководителя Центра естественно-математического образования холдинга «Просвещение» Владислав Жумаев. Сегодня уже разрабатывается учебно-методическое обеспечение нового курса, ученики смогут обращаться к широкому спектру электронных ресурсов.