0
6836
Газета Образование Интернет-версия

20.04.2017 00:01:00

Интернет-образование будет прирастать за счет пенсионеров

Гульнара Краснова

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник РАНХиГС; Вадим Валерьевич Гриншкун – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования МГПУ, ведущий научный сотрудник РАНХиГС.

Тэги: интернет, образование. электронное образование, аутсорсинг


интернет, образование. электронное образование, аутсорсинг Cтепень доверия населения России к электронному обучению остается пока на низком уровне. Фото с сайта www.pixabay.com

В 2016 году правительством России был запущен приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Цель проекта – создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан. Достичь этой цели предполагается за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 млн человек к концу 2025 года.

По данным исследования «Информационное общество: востребованность информационно-коммуникационных технологий населением России 2015» (НИУ ВШЭ, 2015), наиболее востребованным электронное обучение стало в возрастных группах: молодежи в возрасте от 15 до 19 лет и взрослого населения в возрасте от 36 до 44 лет. Основные тематические направления российского электронного образования – обучение английскому языку, подготовка к ЕГЭ, повышение квалификации и переподготовка.

На российском рынке онлайн-образования преимущественно развивается платная модель обучения в отличие от онлайн-образования за рубежом, где преимущественно реализуется бесплатный доступ к онлайн-курсам.

Продолжается распространение электронного обучения в системе формального образования. По данным Росстата, доля образовательных учреждений, реализующих программы с использованием дистанционных технологий, в общем числе самостоятельных образовательных учреждений ежегодно увеличивается и в 2015 году достигла 78,2%.

Столь быстрые темпы роста связаны в том числе с реализацией государственно-частного партнерства в сфере электронного образования, в частности, с использованием аутсорсинга. Необходимо отметить, что аутсорсинг в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) широко распространен. Это связано со скоростью изменений в отрасли ИКТ и их сложностью. ИТ-компании создают образовательные онлайн-программы с помощью профессорско-преподавательского состава университетов, осуществляют техническую поддержку онлайн-программ за свой счет. А прибыль, полученная от продажи образовательных онлайн-программ, распределяется между ИТ-компаниями и вузами, как правило, пополам.

Таким образом, при реализации электронного образования реализуется модель так называемого выборочного аутсорсинга. Преимущества этой модели – в ее гибкости, она менее рискованна, чем полный аутсорсинг. Кроме того, эта модель оставляет вузам возможность контролировать качество учебного процесса и выдачу дипломов и других документов об образовании по завершении онлайн-обучения и в то же время адаптироваться к новым технологическим инновациям.

Безусловно, не существует типовых форм взаимодействия между ИТ-компаниями и вузами. Условия реализации модели аутсорсинга решаются каждым вузом исходя из собственных приоритетов и возможностей.

Каковы дальнейшие перспективы электронного образования в России? В целом приходится констатировать, что спрос на электронное образование и степень доверия у населения России к электронному обучению остаются на низком уровне. В 2013 году только 19% населения обучалось онлайн. При этом наблюдается большая разница спроса на онлайн-образование по отдельным возрастным группам.

Вместе с тем существует целый ряд позитивных тенденций, которые будут оказывать влияние на расширение спроса на дистанционное образование. Прежде всего это расширение использования ИКТ и телекоммуникационных сетей. По данным Росстата за октябрь-ноябрь 2016 года, 74,3% домашних хозяйств имеют персональный домашний компьютер, доступ к сети Интернет с персонального компьютера – 70,3%, а 70,7% хозяйств – широкополосный доступ к Сети.

Доля населения, являющегося активными пользователями сети Интернет в России, в общей численности населения постоянно растет. В 2013 году она равнялась – 61,4%, в 2014-м – 64,9, в 2015-м – 68,3%. Доля населения, использующего Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, в общей численности обследуемого населения с 2013 года (10,7%) по 2015 год (18,4%) выросла почти в два раза.

Продвижению различных моделей интернет-образования способствует и увеличение продолжительности жизни в России. В «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года» отмечено ожидание увеличения продолжительности жизни к 2018 году до 74 лет. А на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 марта 2017 года президентом Российской Федерации Владимиром Путиным было заявлено об увеличении средней продолжительности жизни в России к 2025 году до 76 лет. Можно предположить, что в возрастной группе от 55 лет и будет расти спрос на онлайн-обучение.

Европейские страны уже вводят комплексные стимулирующие меры для поощрения обучения работников пенсионного возраста, которые ориентированы на увеличение уровня занятости среди пожилых работников, качества их жизни и благосостояния. По оценкам британских исследователей, повышение квалификации пожилых работников для Великобритании может генерировать дополнительные 80 млрд фунтов стерлингов в экономику и улучшить занятость пожилых людей.

В России в рамках социального проекта «50 плюс» уже в этом году планируется запуск платформы с онлайн-курсами и вакансиями. Запущена интернет-платформа «Язык поколений», на которой иностранным студентам предлагают бесплатно учить русский язык с российскими пенсионерами.

В числе общих мировых тенденций, способствующих распространению электронного образования, можно отметить следующие.

Быстрая смена технологий производства требует постоянного повышения квалификации работников. Традиционные формы повышения квалификации будут все чаще осуществляться в рамках электронного обучения, которое предполагает гибкость образовательного процесса, снижение расходов на обучение и возможность обучить неограниченное число работников.

По прогнозам аналитиков, спрос на высшее образование увеличится с 97 млн человек в 2000 году до более чем 262 млн к 2025 году. Предполагается, что в среднем ежегодный рост составит 1,4%.

Удовлетворение увеличивающегося спроса на разные виды, формы и уровни образования потребует от правительств и образовательных организаций повышения интенсивности и эффективности использования новых образовательных технологий, включая электронное обучение, для расширения доступа к образованию все большему числу желающих обучаться.  



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
867
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
537
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1061
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1046

Другие новости