Cтепень доверия населения России к электронному обучению остается пока на низком уровне. Фото с сайта www.pixabay.com
В 2016 году правительством России был запущен приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Цель проекта – создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан. Достичь этой цели предполагается за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 млн человек к концу 2025 года.
По данным исследования «Информационное общество: востребованность информационно-коммуникационных технологий населением России 2015» (НИУ ВШЭ, 2015), наиболее востребованным электронное обучение стало в возрастных группах: молодежи в возрасте от 15 до 19 лет и взрослого населения в возрасте от 36 до 44 лет. Основные тематические направления российского электронного образования – обучение английскому языку, подготовка к ЕГЭ, повышение квалификации и переподготовка.
На российском рынке онлайн-образования преимущественно развивается платная модель обучения в отличие от онлайн-образования за рубежом, где преимущественно реализуется бесплатный доступ к онлайн-курсам.
Продолжается распространение электронного обучения в системе формального образования. По данным Росстата, доля образовательных учреждений, реализующих программы с использованием дистанционных технологий, в общем числе самостоятельных образовательных учреждений ежегодно увеличивается и в 2015 году достигла 78,2%.
Столь быстрые темпы роста связаны в том числе с реализацией государственно-частного партнерства в сфере электронного образования, в частности, с использованием аутсорсинга. Необходимо отметить, что аутсорсинг в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) широко распространен. Это связано со скоростью изменений в отрасли ИКТ и их сложностью. ИТ-компании создают образовательные онлайн-программы с помощью профессорско-преподавательского состава университетов, осуществляют техническую поддержку онлайн-программ за свой счет. А прибыль, полученная от продажи образовательных онлайн-программ, распределяется между ИТ-компаниями и вузами, как правило, пополам.
Таким образом, при реализации электронного образования реализуется модель так называемого выборочного аутсорсинга. Преимущества этой модели – в ее гибкости, она менее рискованна, чем полный аутсорсинг. Кроме того, эта модель оставляет вузам возможность контролировать качество учебного процесса и выдачу дипломов и других документов об образовании по завершении онлайн-обучения и в то же время адаптироваться к новым технологическим инновациям.
Безусловно, не существует типовых форм взаимодействия между ИТ-компаниями и вузами. Условия реализации модели аутсорсинга решаются каждым вузом исходя из собственных приоритетов и возможностей.
Каковы дальнейшие перспективы электронного образования в России? В целом приходится констатировать, что спрос на электронное образование и степень доверия у населения России к электронному обучению остаются на низком уровне. В 2013 году только 19% населения обучалось онлайн. При этом наблюдается большая разница спроса на онлайн-образование по отдельным возрастным группам.
Вместе с тем существует целый ряд позитивных тенденций, которые будут оказывать влияние на расширение спроса на дистанционное образование. Прежде всего это расширение использования ИКТ и телекоммуникационных сетей. По данным Росстата за октябрь-ноябрь 2016 года, 74,3% домашних хозяйств имеют персональный домашний компьютер, доступ к сети Интернет с персонального компьютера – 70,3%, а 70,7% хозяйств – широкополосный доступ к Сети.
Доля населения, являющегося активными пользователями сети Интернет в России, в общей численности населения постоянно растет. В 2013 году она равнялась – 61,4%, в 2014-м – 64,9, в 2015-м – 68,3%. Доля населения, использующего Интернет для получения государственных и муниципальных услуг, в общей численности обследуемого населения с 2013 года (10,7%) по 2015 год (18,4%) выросла почти в два раза.
Продвижению различных моделей интернет-образования способствует и увеличение продолжительности жизни в России. В «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года» отмечено ожидание увеличения продолжительности жизни к 2018 году до 74 лет. А на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 марта 2017 года президентом Российской Федерации Владимиром Путиным было заявлено об увеличении средней продолжительности жизни в России к 2025 году до 76 лет. Можно предположить, что в возрастной группе от 55 лет и будет расти спрос на онлайн-обучение.
Европейские страны уже вводят комплексные стимулирующие меры для поощрения обучения работников пенсионного возраста, которые ориентированы на увеличение уровня занятости среди пожилых работников, качества их жизни и благосостояния. По оценкам британских исследователей, повышение квалификации пожилых работников для Великобритании может генерировать дополнительные 80 млрд фунтов стерлингов в экономику и улучшить занятость пожилых людей.
В России в рамках социального проекта «50 плюс» уже в этом году планируется запуск платформы с онлайн-курсами и вакансиями. Запущена интернет-платформа «Язык поколений», на которой иностранным студентам предлагают бесплатно учить русский язык с российскими пенсионерами.
В числе общих мировых тенденций, способствующих распространению электронного образования, можно отметить следующие.
Быстрая смена технологий производства требует постоянного повышения квалификации работников. Традиционные формы повышения квалификации будут все чаще осуществляться в рамках электронного обучения, которое предполагает гибкость образовательного процесса, снижение расходов на обучение и возможность обучить неограниченное число работников.
По прогнозам аналитиков, спрос на высшее образование увеличится с 97 млн человек в 2000 году до более чем 262 млн к 2025 году. Предполагается, что в среднем ежегодный рост составит 1,4%.
Удовлетворение увеличивающегося спроса на разные виды, формы и уровни образования потребует от правительств и образовательных организаций повышения интенсивности и эффективности использования новых образовательных технологий, включая электронное обучение, для расширения доступа к образованию все большему числу желающих обучаться.